Хотя, в принципе, любая научная теория предполагает наличие разнообразных системных связей, на практике их использование подвержено определенной исторической закономерности

ВВЕДЕНИЕ

“...Изучение истории психологии есть в то же время изучение и путь

к разрешению многих существенных психологических вопросов.”

Н.Я.Грот. Основания экспериментальной

Психологии.1897 г.

Человеку извечно присуще искать ответ на вопрос об устройстве мира вокруг нас и нашего внутреннего, душевного мира. «Две вещи удивляют меня», - сказал Иммануил Кант, - «звездное небо над моей головой и нравственный закон внутри меня». Истоки размышлений человечества о законах душевной жизни уводят нас в глубь веков, к самым первым проблескам цивилизации. И здесь, так же как и в поиске закономерностей строения внешнего мира, обнаруживают себя два лишь отчасти связанных между собой процесса.

Один из них - это никогда не прекращающееся накопление фактов и феноменов психической жизни, в числе которых, например, такие известные уже в глубокой древности явления, как изменение частоты и наполнения пульса при воздействии сильного психического раздражителя, или так называемая “заразительность” эмоций. В равной мере к ним относятся и сравнительно недавно установленные закономерности типа кривой забывания Эббингауза или продемонстрированный Йерксом и Додсоном факт существования оптимума мотивации для различных видов деятельности. Все это - элементы эмпирического знания, которые нуждаются в объяснении и истолковании. Поэтому рядом с их накоплением всегда идет параллельный процесс систематизации полученных фактов, установления связей между ними и, в конечном итоге, создания психологических теорий и концепций.

В каждый исторический момент уровень эмпирического знания определяется общим объемом имеющихся фактов и наблюдений над душевной жизнью человека. В то же время уровень развития теории будет зависеть от степени соответствия всех этих фактов известному к данному моменту способу их объяснения.

Собственная логика развития психологической теории определяется многими факторами, образующими определенное, иерархическое единство. Фактором наиболее высокого уровня является тип господствующей в данное время гносеологической традиции, вытекающий из наиболее общих принципов, на которых строится мировоззрение эпохи.

Как убедительно показал еще в середине 19 века французский философ Огюст Конт, теория сменяет три фазы эволюции. Она последовательно переходит от теологической традиции, сводящей любые явления действительности к проявлению воли Божества, к философской, и, далее, позитивной традициям. Основа философской традиции - в стремлении объяснить с рационалистических позиций сущность всех явлений природы, включая внутренний мир человека. Не прибегая при этом к идее вмешательства сверхъестественных сил.

В отличие от этого, завершающая триаду позитивистская традиция ориентирована на установление количественных соотношений между явлениями и отказ от их сущностного анализа. Таким образом, каждая традиция имеет свой особый предмет и методы исследования, формирующие характерный для нее тип мышления. Вполне закономерно, что последующая традиция решительно отвергает и методы, и тип мышления своей предшественницы.

Следующий уровень иерархии – это, складывающаяся в русле принятой гносеологической традиции, конкретная научная парадигма. Следуя мысли, предложившего этот термин американского исследователя науки Томаса Куна, отличительной особенностью научной парадигмы становится особая, только ей присущая, структура системных связей между образующими ее элементами знания.

Хотя, в принципе, любая научная теория предполагает наличие разнообразных системных связей, на практике их использование подвержено определенной исторической закономерности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: