Есть рынки, на которых продавцы могут влиять на цены, но действуют независимо. Например, рынок обуви, рынок мужских костюмов, рынок парфюмерной продукции.
Рыночная структура, в которой продавцы влияют на цену своего товара, но не принимают в расчет действий других продавцов, вход на рынок свободный, а покупатели принимают цену товара как заданную, называется монополистической конкуренцией.
На рынке монополистической конкуренции продукция неоднородна, продавцов слишком много, чтобы они могли держать остальных продавцов в поле своего внимания, и каждый из них мал по сравнению с рынком.
Поскольку вход на рынок монополистической конкуренции свободный, имеет значение длительность периода.
В краткосрочном периоде число продавцов на рынке фиксировано. Каждый из них имеет определенный спрос на свою продукцию и действует как монополист (рис. 12.4).
![]() |
Рис. 12.4. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде
Здесь D1 - кривая спроса на продукцию данной фирмы, p1 и Q1 – оптимальная цена и объем выпуска, MC1, AC1 и MR – кривые предельных, средних издержек и предельного дохода соответственно. Затемненный прямоугольник – прибыль фирмы.
Принципиальное отличие от монополии проявляется в долгосрочном периоде. Сохраним для него обозначения, введенные для краткосрочного периода.
В ситуации, проведенной на рис.12.4, типичная фирма получает положительную прибыль. Это привлекает в отрасль другие фирмы, поскольку вход в рынок свободный.
Часто потребителей данной фирмы переключается на продукцию новых фирм, и кривая спроса на её товар опускается вниз.
![]() |
Рис. 12.5. Убытки монополистически конкурентной фирмы
Если в отрасль войдет слишком много новых фирм, то спрос на товар данной фирмы может так снизиться, что она будет нести убытки. Такие фирмы начнут покидать отрасль, и кривые спроса на продукцию оставшихся фирм будут смещаться вверх, так как к ним перейдут покупатели продукции закрывшихся фирм (рис. 12.5).
Таким образом, если кривая спроса фирмы D1 ниже кривой её средних издержек AС1, то фирма несет убытки при любом уровне выпуска Q. А если кривая спроса D1 пересекает кривую средних издержек AC1, то при некотором выпуске Q она получает положительную прибыль.
Равновесие на монополистически конкурентном рынке установится, когда кривая долгосрочных средних издержек AC1 типичной фирмы будет касаться кривой спроса D1 на её продукцию (рис. 12.6).
![]() |
Рис. 12.6. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
В точке касания е фирма будет получать нулевую прибыль. Любое смещение вдоль кривой спроса D1 только уменьшит её. Если все фирмы отрасли будут в такой ситуации, то рынок окажется в состоянии долгосрочного равновесия.
Возникает вопрос о выполнении условия максимума прибыли: пересекаются ли кривые MR1 и MC1 при Q = Q1? Покажем, что условие MR1 = MC1 выполняется при оптимальном объеме выпуска Q1.
Действительно, в точке касания е наклон кривой средних издержек AC1 равен наклону кривой спроса D1, т.е. среднего дохода AR1. Это значит, что должны быть равны друг другу производные:
AR′1 = AC′1 или
= 
где TR1 – общий доход, TC1 - общие издержки рассматриваемой фирмы. Проведем преобразования:
= 
Так как в точке касания е справедливо TR1 = AR1·Q1 = AC1·Q1= TC1, то из предыдущего равенства получим TR′1 = TC′1, т.е. MR1 = MC1. Значит, условие максимума прибыли выполнятся.









