Монополистическая конкуренция

Есть рынки, на которых продавцы могут влиять на цены, но действуют независимо. Например, рынок обуви, рынок мужских костюмов, рынок парфюмерной продукции.

Рыночная структура, в которой продавцы влияют на цену своего товара, но не принимают в расчет действий других продавцов, вход на рынок свободный, а покупатели принимают цену товара как заданную, называется монополистической конкуренцией.

На рынке монополистической конкуренции продукция неоднородна, продавцов слишком много, чтобы они могли держать остальных продавцов в поле своего внимания, и каждый из них мал по сравнению с рынком.

Поскольку вход на рынок монополистической конкуренции свободный, имеет значение длительность периода.

В краткосрочном периоде число продавцов на рынке фиксировано. Каждый из них имеет определенный спрос на свою продукцию и действует как монополист (рис. 12.4).

 
 


Рис. 12.4. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде

Здесь D1 - кривая спроса на продукцию данной фирмы, p1 и Q1 оптимальная цена и объем выпуска, MC1, AC1 и MR – кривые предельных, средних издержек и предельного дохода соответственно. Затемненный прямоугольник – прибыль фирмы.

Принципиальное отличие от монополии проявляется в долгосрочном периоде. Сохраним для него обозначения, введенные для краткосрочного периода.

В ситуации, проведенной на рис.12.4, типичная фирма получает положительную прибыль. Это привлекает в отрасль другие фирмы, поскольку вход в рынок свободный.

Часто потребителей данной фирмы переключается на продукцию новых фирм, и кривая спроса на её товар опускается вниз.

 
 


Рис. 12.5. Убытки монополистически конкурентной фирмы

Если в отрасль войдет слишком много новых фирм, то спрос на товар данной фирмы может так снизиться, что она будет нести убытки. Такие фирмы начнут покидать отрасль, и кривые спроса на продукцию оставшихся фирм будут смещаться вверх, так как к ним перейдут покупатели продукции закрывшихся фирм (рис. 12.5).

Таким образом, если кривая спроса фирмы D1 ниже кривой её средних издержек 1, то фирма несет убытки при любом уровне выпуска Q. А если кривая спроса D1 пересекает кривую средних издержек AC1, то при некотором выпуске Q она получает положительную прибыль.

Равновесие на монополистически конкурентном рынке установится, когда кривая долгосрочных средних издержек AC1 типичной фирмы будет касаться кривой спроса D1 на её продукцию (рис. 12.6).

 
 


Рис. 12.6. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

В точке касания е фирма будет получать нулевую прибыль. Любое смещение вдоль кривой спроса D1 только уменьшит её. Если все фирмы отрасли будут в такой ситуации, то рынок окажется в состоянии долгосрочного равновесия.

Возникает вопрос о выполнении условия максимума прибыли: пересекаются ли кривые MR1 и MC1 при Q = Q1? Покажем, что условие MR1 = MC1 выполняется при оптимальном объеме выпуска Q1.

Действительно, в точке касания е наклон кривой средних издержек AC1 равен наклону кривой спроса D1, т.е. среднего дохода AR1. Это значит, что должны быть равны друг другу производные:

AR′1 = AC′1 или =

где TR1 – общий доход, TC1 - общие издержки рассматриваемой фирмы. Проведем преобразования:

=

Так как в точке касания е справедливо TR1 = AR1·Q1 = AC1·Q1= TC1, то из предыдущего равенства получим TR′1 = TC′1, т.е. MR1 = MC1. Значит, условие максимума прибыли выполнятся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: