Тема: Социальные организации
1. Социальные организации: характерные черты, виды.
2. Государство и гражданское общество как социальные организации.
Социальные организации: характерные черты, виды.
Для существования и развития групп важно удовлетворение не только личных интересов и потребностей, но и потребностей общественного (группового) характера. Это возможно при существовании социальной организации.
Не смотря на то, что социальная организация - элемент социальной структуры – это одновременно и социальный процесс.
Организация – это процесс упорядочивания разнонаправленной активности социальных субъектов (индивидов, групп), обеспечивающий координацию, взаимодействие, целедостижение с целью удовлетворения потребностей и интересов субъектов.
Организация – с фр., лат. – сообщаю, устраиваю, стройный вид.
1) элемент социальной структуры (групп людей, работающих совместно для достижения целей)
2) деятельность групп
3) степень упорядоченности функционирования элементов системы.
|
|
Признаки организации:
- цели, организационная структура, организационная культура, взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов.
Расшифруем признаки.
Организационная структура – соотношение функций сотрудников (разделение труда, подразделения, иерархия, процедуры).
Организационная культура – ценности, нормы, отношения, принятые в организации.
Внешняя среда – группы, институты, с которыми взаимодействует организация (потребители, государство).
Социальная организация – социальная система.
Признаки системы:
1. целостность,
2. сложное строение и функционирование,
3. синергийный эффект – сумма свойств элементов не исчерпывает свойств как единого целого (синергия – с гр. – сотрудничество, содружество),
4. взаимодействие с внешней средой, реакции на нее.
Свойства организации как социальной системы:
1. это целостная социальная общность,
2. иерархическая система (есть субъект и объект управления),
3. наличие целенаправленной и спонтанной деятельности в организации,
4. целенаправленность, рациональность – исходная природа организации,
5. разделение, специализация труда (горизонтальная структура),
6. вертикальная иерархия,
7. взаимодействие с микросоциумом и макросоциумом.
Организационная культура.
Типологии. Ф. социологи Р. Блейк, Ж. Мутон – основание – ценностные ориентации. 2 вектора ценностных ориентаций:
1. ориентация на экономический результат
2. ориентация на личность (потребности, самореализация)
4 типа культур:
1) сильная ориентация на экономический результат и на личность – жизнеспособная;
|
|
2) слабая ориентация на экономический результат и на личность – нежизнеспособная;
3) сильная ориентация на личность, слабая на экономический результат – промежуточная;
4) сильная ориентация на экономическую эффективность, слабая на личность – промежуточная.
Ам. социолог И. Оучи выделил 3 типа культуры предприятий (основание – регуляция взаимодействий и отношений):
1. рыночная – на господстве стоимостных отношений. Ее цель: рентабельность, эффективность, снижение издержек. Достаточно эффективна.
2. бюрократическая культура – основание – система власти, регламентации деятельности. Необходима компетентность руководства. Эффективна в стабильных ситуациях.
3. клановая культура – дополнение к 1,2. (или может быть в 1,2). Характерны неформальные отношения на основе системы ценностей, которая создается самой организацией. Ценности лишь направляют, регулируют отношения, не регламентируют строго. Адаптивная.