Организационная культура

Тема: Социальные организации

1. Социальные организации: характерные черты, виды.

2. Государство и гражданское общество как социальные организации.

Социальные организации: характерные черты, виды.

Для существования и развития групп важно удовлетворение не только личных интересов и потребностей, но и потребностей общественного (группового) характера. Это возможно при существовании социальной организации.

Не смотря на то, что социальная организация - элемент социальной структуры – это одновременно и социальный процесс.

Организация – это процесс упорядочивания разнонаправленной активности социальных субъектов (индивидов, групп), обеспечивающий координацию, взаимодействие, целедостижение с целью удовлетворения потребностей и интересов субъектов.

Организация – с фр., лат. – сообщаю, устраиваю, стройный вид.

1) элемент социальной структуры (групп людей, работающих совместно для достижения целей)

2) деятельность групп

3) степень упорядоченности функционирования элементов системы.

Признаки организации:

- цели, организационная структура, организационная культура, взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов.

Расшифруем признаки.

Организационная структура – соотношение функций сотрудников (разделение труда, подразделения, иерархия, процедуры).

Организационная культура – ценности, нормы, отношения, принятые в организации.

Внешняя среда – группы, институты, с которыми взаимодействует организация (потребители, государство).

Социальная организация – социальная система.

Признаки системы:

1. целостность,

2. сложное строение и функционирование,

3. синергийный эффект – сумма свойств элементов не исчерпывает свойств как единого целого (синергия – с гр. – сотрудничество, содружество),

4. взаимодействие с внешней средой, реакции на нее.

Свойства организации как социальной системы:

1. это целостная социальная общность,

2. иерархическая система (есть субъект и объект управления),

3. наличие целенаправленной и спонтанной деятельности в организации,

4. целенаправленность, рациональность – исходная природа организации,

5. разделение, специализация труда (горизонтальная структура),

6. вертикальная иерархия,

7. взаимодействие с микросоциумом и макросоциумом.

Организационная культура.

Типологии. Ф. социологи Р. Блейк, Ж. Мутон – основание – ценностные ориентации. 2 вектора ценностных ориентаций:

1. ориентация на экономический результат

2. ориентация на личность (потребности, самореализация)

4 типа культур:

1) сильная ориентация на экономический результат и на личность – жизнеспособная;

2) слабая ориентация на экономический результат и на личность – нежизнеспособная;

3) сильная ориентация на личность, слабая на экономический результат – промежуточная;

4) сильная ориентация на экономическую эффективность, слабая на личность – промежуточная.

Ам. социолог И. Оучи выделил 3 типа культуры предприятий (основание – регуляция взаимодействий и отношений):

1. рыночная – на господстве стоимостных отношений. Ее цель: рентабельность, эффективность, снижение издержек. Достаточно эффективна.

2. бюрократическая культура – основание – система власти, регламентации деятельности. Необходима компетентность руководства. Эффективна в стабильных ситуациях.

3. клановая культура – дополнение к 1,2. (или может быть в 1,2). Характерны неформальные отношения на основе системы ценностей, которая создается самой организацией. Ценности лишь направляют, регулируют отношения, не регламентируют строго. Адаптивная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: