Мистификация

Никто из смертных не имеет надежды понять всё и вся. Неважно, насколько умны и упорны люди в своих исследованиях. Существует бесчисленные события и ситуации, которые мы не понимаем. Мы никогда, к слову, полностью не поймём происхождение вселенной. В качестве реакции на такое осознание является обращение к сверхъестественным или мистическим причинам явлений, которые люди разумные не в состоянии понять. Подобная реакция суть признание того, что есть некоторые вещи вне нашего понимания. Такое признание приводит к остановке исследования, неважно при этом познаваемо ли определенное явление или нет.

Наука пытается предохранять себя от подобной реакции. В науке существует символ веры: всё и вся познаваемо - или более мягко - все потенциально познаваемо, например любовь или свобода.

* * *

Человеку свойственно ошибаться. Наука же отличается от случайного и даже ежедневного наблюдения, по крайней мере, в двух важнейших отношениях. Во-первых, научное исследование является осознанной деятельностью. Стихийное наблюдение, осуществляемое здравым смыслом, напротив ведётся неосознанно или, в лучшем случае, полуосознанно. В научном познании принимается решение: наблюдать, и оно неукоснительно выполняется в ходе проведения исследования. Во-вторых, научное исследование более тщательно нежели спорадические попытки. В научном поиске ученые озабочены возможными просчётами и принимают специальные меры, дабы избежать этого.

Высказанные соображения никоим образом не должны приводить к мысли о том, что наука предстаёт тотальной защитой против ошибок, слабостей, заблуждений и пр. недостатков мышления. Не только отдельные ученые могут совершить любую из указанных ошибок, но и целые научные коллективы могут попадать в ловушки на дороге познания и оставаться там в течение длительного времени. Тогда здравый смысл, в свою очередь, может послужить им той путеводной звездой, ориентируясь на которую, профессиональные исследователи могут преодолеть свои трудности.

* * *

Рассмотрение взаимоотношений здравого смысла и социологии позволяет говорить о том, что здравый смысл зачастую служит источником понимания социального поведения. Научное внимание к здравому смыслу позволяет по достоинству оценить его как важнейшую мыслительную ценность, увидеть пределы его познавательных возможностей, а также с удовлетворением отметить, что он может развиваться и корректироваться. Социология и здравый смысл могут использоваться в качестве надежных проводников на сложной дороге жизни: они помогают людям преодолевать их обыденные заботы и проблемы, рационально объясняя повседневность. Социологические исследования с одной стороны разрушают, а с другой - дополняют, основанные на здравомыслии представления о нашей текущей жизни. Социология раскрывает некоторые весьма тонкие вещи, недоступные обыденному социологу. Она расширяет наше знание, выходя за рамки нашего повседневного бытия. Изучая социологию, люди поднимаются над здравомыслящей интерпретацией действительности, они, тем самым, познают факторы и обстоятельства, влияющие на их биографии. Разница между обыденным восприятием действительности и её научным объяснением не является разницей между ошибочным и истинным знанием: это скорее уверенность в том, что возможны многочисленные интерпретации наших переживаний и опыта. Научные знания превосходят простые суждения в том, что обладают более достоверной и правильной информацией о том, как в реальности обстоят дела. Социология - это не предел нашего поиска понимания социального мира, скорее наоборот, она стимулирует любознательность и продолжение наблюдений.

Если сравнивать обыденное и научное знание по способности проникать в суть вещей, то обыденное знание всегда будет проигрывать, поскольку оно раскрывает только внешние связи, не может сладить с противоречиями, не имеет систематического характера и т. д. Однако не стоит забывать, что научное знание возникает в недрах обыденного для того, чтобы решить проблемы неподвластные здравому смыслу. Таким образом вырабатывается культура рационализации повседневности, и в частности, - культура постижения истины, и в том числе находятся способы разрешения противоречий. Наука является результатом развития и культивирования одной из сторон обыденного сознания, а именно - его рассудочности, способности к отвлечению. Наука - это зенит здравого смысла, возвышение его до максимально возможного уровня.

Кроме того, научное знание, будучи востребованным повседневностью само превращается в обыденное. Вся система популяризации, образования и просвещения только этим и занимается. Любой учебник - это каталог научного знания, которое может стать обыденным. Научные идеи только тогда получают свою действительную форму, когда приобретают обыденный характер.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: