Конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущества над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.
Из данного определения вытекает, что конкурентоспособность определяется только на основе сравнения товаров между собой и является величиной относительной. Для её определения существует следующая формула:
Кm = Э/З → max, где
Кm − конкурентоспособность товара;
Э - конкретный полезный эффект, выражающийся в удовлетворении потребностей;
З - затраты на приобретение и использование товара.
Для определения конкурентоспособности товаров применяется система показателей, состоящая из трех групп: внешнего воздействия, качества и экономических показателей.
К показателям внешнего воздействия относятся: тенденции развития экономики и рынка, уровень НТП, динамика и структура потребления и др.
К показателям качества относятся: патентно-правовые, безопасности, экологические, назначения, эргономические, эстетические и др.
|
|
К экономическим показателям относятся: стоимость изделия, расходы на транспортировку, налоги и таможенные сборы, расходы на монтаж и предпродажное обслуживание, запчасти на ремонт, расходы на топливо и энергию, амортизационные расходы.
Следует отметить, что основой конкурентоспособности является качество. Однако смешивать эти два понятия неправильно:
- во-первых, с позиции качества сравнимы лишь однородные товары, а оценка конкурентоспособности осуществляется на основе сравнения конкретной потребности, которая присуща неоднородным товарам;
- во-вторых, конкурентоспособность – более динамичное значение, так как при одном и том качестве его конкурентоспособность может меняться на основе конъюктуры рынка, колебания цен, воздействия рекламы и т.д.;
- в-третьих, конкурентоспособность – более широкое понятие. Качество выступает как составляющая часть конкурентоспособности товара и является главным его «стержнем».
Следует отметить, что конкурентоспособность и качество занимают центральное место в товарной политике маркетинга и в целом в рыночной и хозяйственной деятельности предприятия. Это обусловливает необходимость усилить роль качества как одного из решающих факторов успеха предприятий на рынке. Этому будут способствовать специальные программы, системы управления качеством.
Процесс управления качеством и конкурентоспособностью связан с понятием стандартизации и сертификации.
Стандартизация – это система мер по обеспечению совместимости, взаимозаменяемости, унификации, соблюдения норм безопасности и экологических требований к продукции, работе, процессам и услугам. По результатам стандартизации разрабатывается нормативный документ-стандарт, принимаемый специальным органом или утверждаемый самим предприятием. Более того, существуют международные стандарты ИСО, в которых делается упор на предупреждение и недопущение брака, ориентация на потребителя, создание специальных служб качества и т.д.
|
|
Большое значение в обеспечении качества и конкурентоспособности имеет сертификация. Это совокупность действий и процедур с целью подтверждения соответствия определенным стандартам и техническим условиям.
Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества, повышать ее уровень и конкурентоспособность продукции, а также в целом репутацию предприятия.