Уровни политической идеологии

так как политическая идеология представляет собой духовное образо­вание, специально предназначенное для целевой и идейной ори­ентации политического поведения граждан, необходимо разли­чать следующие уровни ее функционирования:

— теоретико-концептуальный, на котором формулируются ос­новные положения, раскрывающие ценности и идеалы опреде­ленного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития.

— программно-политический, на котором социально-философ­ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нор­мативную основу для принятия управленческих решений и сти­мулирования политического поведения граждан. И если полити­ческие принципы формируют приверженцев и предполагают дис­куссии сторонников разных ценностей, то программы разрабаты­ваются для ведения непосредственной политической борьбы, пред­полагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. Причем между концептуальным и программным уровнями могут сущест­вовать и определенные противоречия, в результате которых не­которые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в офор­млении их «самых рьяных обожателей».

— актуализированный, который характеризует степень освое­ния гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убежде­ния, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обла­дающие способностью определять принципы социального мыш­ления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, явля­ются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изме­нения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие пред­ставления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Па­дение влияния идеологии на общественное мнение или распро­странение технократических представлений, отрицающих возмож­ность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики.

Основные идеологические течения в современном мире


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: