Аят «Наставление»

Аятом «Наставление» называют 7-ой аят суры «Гром», в котором сказано: «Воистину, ты всего лишь увещеватель, и у каждого народа есть наставник, наставляющий на истинный путь».

Этот коранический аят является еще одним указанием на необходимость следования божественным руководителям, которых Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) по приказу Всевышнего Аллаха объявил предводителями мусульман. В аяте Посланник Аллаха назван увещевателем, который, получив откровение от Господа миров, довел его до человечества. В продолжении аята сказано, что после Пророка исламская община не предоставлена самой себе, мусульмане не забыты Господом, наоборот, Всевышний Аллах проявил к мусульманам огромную милость, назначив для каждого времени безгрешных наставников, которые наставляют на истинный путь всех желающих последовать за последним небесным писанием. В толковании Корана «Нур ас-сакалейн» приводится хадис от Имама Садика (да будет мир с ним), сказавшего: «Имам является наставником народа, живущего в его время». В «Аль-кафи» приводится высказывание Имама Бакира (да будет мир с ним): «В каждое время есть наставник из нас (из пророческого рода), который наставляет людей к тому, что принес Пророк».

Суннитские ученые привели множество хадисов, являющихся комментариями к аяту «Наставление». Фахр Рази в своем толковании Корана, комментируя данный аят, приводит от ибн Аббаса хадис следующего содержания: «Пророк положил свою руку на грудь и сказал: «Я увещеватель». Затем он указал на Али и сказал: «Ты наставляющий, о Али. Посредством тебя будут наставляться стремящиеся к наставлению после меня». [274]

Табари также приводит в своем толковании Корана подобный хадис: «Когда был ниспослан аят «Наставление», Пророк положил руку себе на грудь и сказал: «Я увещеватель, и для каждого народа существует наставник. А потом продолжил, указав на Али: «Ты наставник, о Али. Только посредством тебя будут наставляться люди после меня». [275]

Ахмад ибн Ханбал передает высказывание Имама Али, служащее разъяснением этого аята: «Посланник Аллаха увещеватель, а наставник – человек из рода Бани Хашим». [276]

Хаким Нишабури тоже приводит слова Имама Али: «Посланник Аллаха увещеватель, а я наставляющий на истинный путь». После упоминания данного хадиса Нишабури пишет: «Этот хадис имеет достоверную цепочку передатчиков, соответствующую условиям двух шейхов (Бухари и Муслима), но, несмотря на это, они не привели его в своих сборниках».[277]

В дополнение к сказанному выше приведем еще несколько достоверных хадисов, которые помогут четче осознать и понять смысл аята «Наставление». Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) всегда и везде подчеркивал, что безгрешные имамы из его рода являются его наследниками и руководителями мусульман, что они являются хранителями этой религии и истинными толкователями аятов Священного Корана. Он говорил: «Я господин пророков, а Али господин наследников. Моих наследников двенадцать, первый из них Али, а последний Махди». [278]

В другом хадисе от Посланника Аллаха сказано: «Эта религия будет стойкой до тех пор, пока не наступит час и не закончится правление двенадцати халифов. Все они из курайшитов». [279]

Посланник Аллаха сказал по поводу важности следования имамам из его рода: «О люди, я оставляю среди вас Коран и мой род. Если вы будете держаться за них, то никогда не впадете в заблуждение». [280]

Также Посланник Аллаха говорил: «Мой род среди вас подобен ковчегу Ноя. Каждый, кто вступит на него, спасется, а тот, кто отвернется, погибнет». [281]

Имам Хусейн (да будет мир с ним) сказал: «Люди обязаны познать имамов своего времени, подчинение которым вменено в их обязанность». [282]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: