О некоторых хадисах

Часть хадисов, имеющихся в шиитских комментариях к Корану и в сборниках хадисов, послужили причиной того, что шиитов начали упрекать и обвинять в вере в искаженность Корана, то есть в то, что Коран, который читают мусульмане сегодня, не является тем Кораном, который был ниспослан Посланнику Аллаха. Но, прежде чем вооружаться этими хадисами как доводами против шиитов, людям, возводящим клевету на последователей шиитского вероучения, надлежало бы обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, все эти хадисы являются слабыми и недостоверными, а в цепочке их передатчиков присутствуют лица, не внушающие доверия. Или же эти хадисы являются вымышленными. В трудах шиитских хадисоведов подробно изложено их отношение к подобным хадисам. Поэтому такие хадисы не имеют никакой ценности, а их существование не оказывает никакого влияния на убеждения последователей шиитского вероучения. Здесь необходимо в нескольких строках сказать о шиитских сборниках хадисов. Даже в самых авторитетных шиитских сборниках возможно наличие недостоверных и слабых хадисов. В отличие от суннитов шииты не подвержены догме об абсолютной достоверности труда какого-либо автора. Ибо все существующие книги были написаны обычными людьми, а обычные люди, какими бы они не были праведными, не застрахованы от ошибок и погрешностей. Поэтому в шиитском праве разработана целая система классификации и проверки хадисов, хорошо слаженный механизм отделения достоверных преданий от слабых. Врата иджтихада в шиизме никогда не закрывались, по этой причине в каждую эпоху ученые-факихи снова и снова проверяли хадисы и в своих фетвах использовали лишь достоверные из них.

Во-вторых, сказанное в некоторых из этих хадисов является объяснением и толкованием аятов Священного Корана, а не неотъемлемым компонентом аятов. В хадисе передатчик приводит коранический аят и сразу же после приведения аята говорит следующее предложение, которое является не продолжением аята, как может показаться на первый взгляд, а толкованием аята, делающим его смысл более понятным. Или же, к примеру, в некоторых комментариях к Корану, для большей ясности смысла, между аятами комментатором используются дополнительные слова и предложения, которые делают более понятным истинное значение божественных аятов. Этот прием используется и в современных книгах по Исламу. Например, непосредственно сам коранический аят пишется жирным шрифтом, а между словами аята используются слова, написанные обычным шрифтом или заключенные в скобки, используемые в качестве комментария. В виду того, что в средние века печатное дело было слабым и в письме не использовались различные шрифты и знаки препинания, то комментаторы Корана писали свои труды одинаковым почерком. Это и послужило причиной возникновения подобных недоразумений, то есть того, что некоторые люди посчитали эти хадисы доказательством искажения Книги Аллаха.

В-третьих, в трудах суннитских ученых присутствует значительное число хадисов и преданий, указывающих на искаженность Корана. Но несмотря на это ни один шиит не обвиняет суннитов в убежденности в искажении Корана, ибо все эти хадисы являются недостоверными, так же как аналогичные хадисы в шиитских сборниках. Поэтому тем суннитам, которые возводят на шиитов подобную клевету, следовало бы быть более порядочными и справедливыми, и сначала взглянуть на собственные книги. В качестве примера приведем лишь несколько хадисов из авторитетных суннитских книг:

1. Когда после смерти Пророка мусульмане занялись собиранием божественных аятов в единую книгу, Умар ибн Хаттаб пытался внести в Коран следующую фразу: «Пожилого мужчину и пожилую женщину, если они уличены в прелюбодеянии, забейте камнями». Он до конца своей жизни утверждал, что эта фраза является кораническим аятом, но мусульмане не приняли его утверждений, и в Коране отсутствует подобная фраза.[425]

2. В одном из хадисов, который привел Ахмад ибн Ханбал, приводятся слова Аиши, говорившей, что во времена Посланника Аллаха сура «Сонмы» имела 200 аятов. Но после того как Усман переписал Коран в этой суре осталось то количество аятов, которое имеется в ней сегодня».[426]

3. Еще в одном хадисе, который привел Джалалуддин Суюти, сказано, что Абдуллах ибн Умар утверждал об утере части Корана.[427]

4. В другом хадисе сказано будто бы Убай ибн Кааб, один из сподвижников Пророка, говорил, что сура «Сонмы», состоящая из 73 аятов, была подобна суре «Корова» и насчитывала 286 аятов, и что в ней был аят о забивании камнями.[428]

5. В еще одном предании Малику ибн Анасу приписывают утверждение о том, что он говорил, будто бы была утеряна четверть суры «Покаяние», и что она начиналась с фразы «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного».[429]

6. Ибн Маджа приводит слова Аиши, которая говорила, что Пророку были ниспосланы несколько аятов о забивании камнями и кормлении грудным молоком взрослого человека. Но когда Пророк умер, и мы были охвачены трауром по нему, в дом вошла коза и съела эти аяты.[430]

Таким образом, существование подобных хадисов в шиитских и суннитских источниках никак не влияет на убеждения последователей обоих исламских течений по отношению к Корану. Все эти хадисы, как уже было сказано ранее, не являются достоверными. Напротив, существует огромное количество абсолютно верных хадисов, которые вместе со свидетельством истории являются основой вероучения и шиитов, и суннитов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: