ПР – урегулированная УПК деятельность гос. органов и должностных лиц, направленная на решение следующих задач:
1) -быстрое и полное раскрытие преступления
2) -собирание по уголовному делу всех необходимых доказательств
3) -формулирование обвинения и официальное предъявление его обвиняемому
4) -возмещение вреда, причиненного преступлением или создание условий для его возмещения
5) -создание иных необходимых условий для будущего судебного разбирательства уголовного дела.
ПР создает пределы судебного разбирательства, но тем не менее носит по отношению к нему вспомогательный характер. Суд не ограничен доказательствами, собранными в ходе ПР, так как стороны вправе предоставить свои док-ва непосредственно суду.
ПР осуществляется в одной из двух форм: предварительное следствие и дознание.
Общие черты:
-имеют одинаковые задачи
-проводятся одни и те же следственные действия по одинаковым правилам
-заканчиваются либо направлением дела в суд, либо прекращением уголовного дела.
|
|
Различия:
-Следствие вправе осуществлять только следователи. Дознание проводят как правило дознаватели, но в случаях, предусмотренных УПК, дознание могут проводить и следователи
-Непосредственный контроль за процессуальной деятельностью следователей осуществляют руководители следственных органов. Прокурор лишь осуществляет надзор и не имеет права прямого вмешательства в ход судебного следствия.
Контроль за дознавателями осуществляют начальники органов дознания, но у прокурора есть прямые властные полномочия по отношению к ним.
-Общий срок предварительного следствия – 2 месяца, но он может быть продлен руководителем соответствующего следственного органа.
Срок дознания – 30 суток. Может быть продлен прокурором.
-В ходе дознания УПК допускает некоторые упрощения. Например, обычно отсутствует такой этап, как предъявление обвинения.
Лицо становится обвиняемым уже по окончании дознания.
-По окончании предварительного следствия составляется обвинительное заключение, а по окончании дознания – обвинительный акт.