Вера в ангелов включает в себя несколько положений, признание которых является обязательным для того, чтобы раб истинно уверовал в ангелов.
1. Необходимость признания их существования и реальности. Это подтверждают выше упомянутые тексты о том, что вера в ангелов является столпом из столпов веры. И вера человека не может быть правильной, если он не будет убежден в этом.
2. Необходимость веры в огромное количество ангелов, и в то, что точное их количество не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха, как об этом свидетельствуют шариатские тексты. Например, вот этот аят: «Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (аль-Муддассир, 31). Смысл этого аята заключается в том, что воинство Аллаха, которое составляют ангелы, настолько велико, что численность их известна лишь Господу миров, как говорили об этом некоторые ранние толкователи Корана.
Так же в длинном хадисе о ночном путешествии Пророка, e, который передается обоими имамами (аль-Бухари и Муслимом) со слов Малика ибн Саасы, рассказывается, что Пророк, e, сказал: «Затем передо мной появился Дом заполненный (аль-Бейт аль-Ма`мур) [7], и я спросил: «Что это такое, Джибриль?». Он ответил: «Это – аль-Бейт аль-Ма`мур. Каждый день в него заходят по семьдесят тысяч ангелов, которые после того, как выйдут оттуда уже никогда не вернутся в него». [8]
|
|
В сборнике достоверных хадисов «ас-Сахих» имама Муслима также имеется хадис, который передается от Абдуллаха ибн Масуда о том, что Посланник Аллаха, e, сказал: «В тот день приведут Геенну, у которой будет семьдесят тысяч поводьев, за каждое из которых будут тянуть семьдесят тысяч ангелов». [9] Эти хадисы ясно и однозначно указывают на то, что численность ангелов огромна. И если ежедневно в аль-Бейт аль-Ма`мур входят по семьдесят тысяч ангелов, которые затем после того, как выйдут оттуда уже не возвращаются обратно, и если Геенна в День воскресения будет приволочена таким количеством ангелов, то что можно сказать уже обо всех других ангелах, на которых возложены другие дела. Поистине, об их количестве не ведает никто, кроме Всевышнего и Всеблагого Аллаха.
3. Необходимость признания их высокого и достославного положения перед Господом миров и той милости, которую Всевышний оказал им. Аллах сказал: «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же (ангелы) – почитаемые рабы. & Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (сура «аль-Анбийа», 26-27-аяты); «…в руках посланцев & благородных и покорных» (сура «Абаса», 15-16-аяты). Великий и Могучий Аллах в этих аятах сообщает, что Им оказана великая милость и почтение ангелам. Он также говорит о них: «…находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (сура «Фуссылят», 38-аят). Аллах подчеркивает, что ангелы почтены тем, что находятся возле Него, а разве есть для них более великая честь, помимо этого. Также они являются обладателями такой великой милости, как быть рабами Всевышнего, которым не наскучивает поклонение их Господу.
|
|
Кроме всего упомянутого, Всевышний не раз клянется ангелами, что также указывает на их почетное положении перед Ним: «Клянусь выстроившимися в ряды, & гонящими упорно, & читающими напоминание!» (сура «ас-Саффат», 1-3-аяты); «Клянусь различающими твердо & и передающими Напоминание» (сура «аль-Мурсалят», 4-5-аят). В Книге Аллаха имеется множество примеров того, как Аллах оказал почет ангелам различными способами и в разных контекстах. Они понятны каждому, кто способен размышлять, и шариат в категорично требует признание этого. А Аллаху об этом ведомо лучше!
4. Необходимость веры в то, что ангелы превосходят друг-друга по степеням и статусу, и что их положение перед Аллахом не является одинаковым, так как на это указывают священные тексты. Всевышний сказал: «Аллах избирает среди ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (сура «аль-Хаджж», 75-аят); «Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха» (сура «ан-Ниса», 172-аят). Аллах говорит, что среди ангелов есть избранные Им посланцы и приближенные, а это является их превосходством над остальными ангелами. Избранными среди ангелов являются приближенные ангелы и ангелы, которые несут Трон, а самыми достойными среди приближенных ангелов являются трое, имена которых были названы в мольбе Пророка, e, которой он открывал ночную молитву: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное…». [10]
Самый достойным среди этих трех ангелов является Джибриль, в обязанность которого входит донесение откровения. Его слава и достоинство тоже определяются его обязанностями. Аллах отметил его в Своем Писании так, как не отмечал других ангелов, назвал его самыми славными именами и описал его самыми прекрасными качествами. Одним из его имен является Дух, и о нем Всевышний говорит следующее: «Верный Дух (Джибриль) сошел с ним (Кораном)» (сура «аш-Шуара», 193-аят); «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа» (сура «аль-Кадр», 4-аят). Это имя так же было упомянуто в сочетании с именем самого Всевышнего Аллаха, что также является огромной честью для ангела. Всевышний сказал: «Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека» (сура «Марьям», 17-аят). Также это имя упоминается в сочетании с определением «святой»: «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа» (сура «ан-Нахль», 102-аят). А в соответствии с наиболее достоверным толкованием, арабское слово «аль-кудус», которое означает «святость», относится к эпитетам Аллаха.
Всевышний, описывая качества этого ангела, также сказал: «Это – слова благородного посланца, & обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, & которому там (на небесах) повинуются, доверенного» (сура «ат-Таквир», 19-21-аяты); «Научил его обладающий могучей силой & и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился) & на наивысшем горизонте» (сура «ан-Наджм», 5-7-аяты). Аллах именует его благородным посланцем, обладателем силы и прекрасной стати, который занимает высокое положение перед своим Господом, которому повинуются на небесах и которому доверено Откровение.
5. Необходимость проявления любви к ангелам и избегания враждебности по отношению к ним, так как Всевышний сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба, 71). Этот аят помимо людей также распространяется и на ангелов. Это потому что они тоже являются верующими и находятся в постоянном повиновении своему Господу, как об этом сообщает нам сам Всевышний: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (сура «ат-Тахрим», 6-аят).
|
|
Великий и Могучий Господь сообщил нам также и о том, что ангелы любят Его Посланника и верующих: «Если же вы станете поддерживать друг друга против него (Пророка), то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями» (сура «ат-Тахрим», 4-аят). Аллах также сказал: «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету» (сура «аль-Ахзаб», 43-аят); «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь…» (сура «Фуссылят», 30-аят).
Все это указывает на то, что ангелы любят верующих, оказывают им помощь и поддержку, молят и просят прощения для них, а это значит, что верующие так же должны любить ангелов. Всевышний Аллах предостерегает людей от проявления враждебности по отношению к ангелам и говорит: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилем (Гавриилом) и Микаилем (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «аль-Бакара», 98-аят). Аллах сообщил нам, что враждебное отношение к ангелам вызывает Его гнев и Его враждебное отношение к самому рабу. А все это потому, что ангелы только исполняют приказы и повеления Аллаха, и тот кто враждует с ними, тот фактически враждует со своим Господом.
6. Необходимость веры в то, что ангелы - это всего лишь одно из творений Аллаха, которые не способны ни создавать, ни управлять Вселенной ни распоряжаться чьими-либо судьбами. Ангелы – одно из воинств Аллаха, и они поступают только согласно Его велениям. Управление же всем происходящим во Вселенной в Руках одного Аллаха, и никто не разделяет с Ним этой власти.
|
|
Кроме всего прочего, нельзя посвящать ангелам какие-либо обряды поклонения, так как поклонение должно быть полностью посвящено только их Творцу, Творцу всех творений – Всевышнему Аллаху. Нет у него сотоварища ни в господстве, ни в божественности, и нет подобных Ему в Его прекрасных именах и качествах. Это разъяснено самим Всевышним: «Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?» (сура «Аль Имран», 80-аят); «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же (ангелы) – почитаемые рабы. & Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям. & Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним. & А тому из них, кто скажет: «Я являюсь богом наряду с Ним», – воздаянием будет Геенна. Так Мы воздаем беззаконникам» (сура «аль-Анбийа», 26-29-аяты). Всеблагой Господь сообщает нам, что людям не было велено поклоняться ангелам. И разве может Всевышний приказать такое, если это является неверием в Великого Аллаха?! Всевышний Аллах также расскрыл всю порочность заявлений людей о том, что ангелы – это дочери Аллаха. Пречист Он и бесконечно далек от этого, а ангелы – это всего лишь Его почтенные рабы, которые обрели этот почет и славу только потому, что Аллах оказал им такую милость. Они исполняют Его приказы и трепетно страшатся Его, и они не смеют заступиться за кого-либо без Его разрешения, и если тот не является приверженцем единобожия, которым доволен Аллах. Следует особо указать, что воздаянием за обожествление ангелов является Геенна, а этого приводит к пониманию того, что ангелы – это всего лишь зависимые рабы, вся мощь и сила которых зависит от их Господа и Создателя.
7. Необходимость веры в каждого из ангелов, чьи имена названы в Коране и Сунне. Имеются в виду Джибриль, Микаиль, Исрафиль, Малик, Харут, Марут, Ридван, Мункар, Накир и другие ангелы, имена которых упоминаются в священных текстах. Это веление так же относится к тем ангелам, которые в в аятах и хадисах названы по своим качествам, например, Готовый Наблюдатель, и к ангелам, которые именуются в соответствии со своими обязанностями, например, Ангел смерти и Ангел гор. В шариатских текстах упоминаются также и обязанности целых групп ангелов. Например, ангелы, несущие Трон; благородные писцы; ангелы, которым поручено оберегать творения; ангелы, которым поручено оберегание зародышей и материнских утроб; ангелы, которые совершают обход вокруг аль-Бейт аль-Ма`мур; ангелы, которые странствуют по свету; и многие другие, о которых нам сообщили Аллах и Его Посланник, e.
Необходимо верить в каждого из этих ангелов индивидуально, в соответствии с тем, что говорится в священных контекстах об их именах, качествах, обязанностях и судьбах. Более подробно мы остановимся на этом далее, если пожелает Аллах. В данной главе мы коснулись в общем тех убеждений, которые необходимо иметь каждому верующему относительно благородных ангелов в свете Священного Корана и Пречистой Сунны. А Аллах Всевышний знает об этом лучше!