Понятие, содержание и формы адвокатирования конкуренции

Понятие адвокатирования конкуренции следует отличать от по­нятия антимонопольной политики, оно может выступать синонимом понятия конкурентной политики. В то же время этот институт рас­сматривается и как самостоятельный элемент конкурентной полити­ки, обладающий собственным содержанием.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на де­монополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барь­еров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созда­нию равных условий для всех участников рынка и формированию об­щественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Это понятие отличается от понятия конкурентной политики, кото­рая представляет собой более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъ­ектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При этом, как отмечает И.В. Князева, в европейской практике эта по­литика получила название «адвокатирование конкуренции».

Антимонопольная политика (в узком смысле) - мероприятия анти­монопольных органов и органов по регулированию деятельности субъ­ектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных норматив­но-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

Государственная антимонопольная (конкурентная) политика (в ши­роком смысле) - круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентноспособности продукции и услуг националь­ных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономи­ческой политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конку­рентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную дея­тельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информацион­ные функции для обеспечения рыночных условий предприниматель­ской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к от­дельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конку­рентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конку­ренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной полити­ки являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов, для решения двух задач: повышения ка­чества жизни и конкурентноспособности российской экономики'.

Адвокатирование конкуренции (в узком смысле) - это комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рын­ка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком;

Адвокатирование конкуренции (в широком смысле) - синоним кон­курентной политики в целом и включает все возможные меры госу­дарственной политики, направленные на обеспечение и развитие здо­ровой конкурентной среды в обществе, включающие как непосредст­венное правовое регулирование и контроль в сфере отношений конкуренции и монополии, так и государственные меры пропаганди­стского характера, направленные на обеспечение конкурентных задач развития экономики.

Представляется, что для того, чтобы избежать терминологической путаницы, все же удобней не отождествлять понятия конкурентной политики и адвокатирования конкуренции и понимать под конку­рентной политикой самый широкий (весь) спектр государственных мер проконкурентного характера, в том числе и законотворчество, и правоприменение, и адвокатирование конкуренции, как составную часть конкурентной политики, а под адвокатированием конкуренции понимать действия разъяснительного характера в рамках конкурент­ной политики.

В рамках адвокатирования конкуренции могут проводиться раз­личные конференции, семинары, консультации с органами власти, хозяйствующими субъектами и их объединениями, иными общест­венными организациями, частными лицами, гражданами, вестись ак­тивная информационная политика в рамках государственных, част­ных СМИ, СМИ конкурентных ведомств и другие мероприятия.

Проект целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирова­ния конкуренции предусматривает семь мероприятий (направлений деятельности) в данной области:

- проведение семинаров и конференций, направленных на попу­ляризацию и объяснение необходимости соблюдения антимонополь­ного законодательства среди представителей как бизнес-сообщества, так и органов власти;

- осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, на­правленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов, направ­ленных на предупреждение нарушений антимонопольного законода­тельства и законодательства о рекламе, и освещение результатов дея­тельности антимонопольных органов;

- издание тематических сборников, монографий, переводов ино­странных книг, статей, имеющих отношение к конкурентной полити­ке и т.д.;

- поддержание официального сайта ФАС России в сети Интернет, периодическое раскрытие через сайт существенной информации о деятельности антимонопольных органов. Модернизация и создание сайтов территориальных органов ФАС, расположенных в центрах фе­деральных округов;

- взаимодействие с общественными организациями, профессио­нальными союзами и ассоциациями, научной общественностью;

- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления для учета замечаний и предложений ФАС России, направленных на обеспечение конкуренции при подготовке норма­тивно-правовых документов;

- работа экспертных советов ФАС России.

В Целевой ведомственной программе ФАС России определяются также цели и задачи этой программы, позволяющие получить пред­ставление о целях и задачах адвокатирования конкуренции.

Цель программы — «повышение эффективности системы инфор­мирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприме­нительной практике в этой области, повышение интереса к научным исследованиям в области конкурентной политики.

Задачи программы, направленными на достижение этой конечной цели:

- внедрение приоритетов защиты и развития конкуренции в прак­тику работы государственных органов власти и органов местного са­моуправления, в обычаи делового оборота хозяйствующих субъектов;

- повышение степени информированности и понимания общест­вом преимуществ свободной конкуренции;

- вовлечение широких слоев общественности в дискуссию по во­просам развития конкуренции;

- обеспечение учета мнения участников рынка при принятии ре­шений антимонопольным органом по вопросам создания благопри­ятной конкурентной среды в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: