Соотношение сознания и самосознания

Проблема сознания и тесно связанный с нею вопрос самосознания в научном поиске человеком истины о себе, своём социокультурном окружении и окружающей природе имеет глубокие исторические корни. Издревле люди во всех культурах предпринимали попытки осмыслить своё бытие и сознание и из этих попыток выстраивались системы психологических знаний, которые затем распространялись в качестве мировоззрений на целые культуры. В. А. Шостак и С. А. Лытаев отмечают, что «на протяжении большого периода истории человечества психология находится в лоне главным образом религии и философии». Сходного мнения придерживается и И.И. Чеснокова: «Интерес к “Я”, к тайне его постижения и к осознанию человеком того, что есть он сам, возникает в философии в связи с её более общими проблемами и долгое время находится в её компетенции». Далее автор подчёркивает: «Предметом собственно психологических концепций проблема „Я“, самосознания становится лишь во второй половине XIX в.»[14].

Такие сторонники интроспекционизма, как Т. Липпс и А. Пфендер, заявляют о том, что только лишь интроспекция является единственно возможным и надёжным методом анализа самосознания и других психических явлений. На основании интроспекции они выстраивают концепцию самосознания как непосредственно переживаемого «чувства “Я”», и, как указывает И. И. Чеснокова, «поскольку сознание и самосознание в понимании Липпса выступают непосредственным самоотражением психического в психическом же, анализ их не мог быть иным, как исключительно в рамках чисто духовных, непосредственно переживаемых явлений, полностью изолированных от мира объективного бытия»[15].

Конкретно-психологический смысл категория самосознания приобретает тогда, когда мы сопоставляем оценки индивидных, личностных, индивидуальных и субъективных качеств человека с его самооценками тех же качеств. При этом обнаруживающиеся различия между ними свидетельствуют о существовании качественно своеобразного механизма (особого ингредиента психической реальности), который и можно именовать как самосознание. Единица самосознания, по крайней мере, двухкомпонентна. С точки зрения В.В.Столина, следует разграничивать три уровня и соответственно им три различные структурные единицы самосознания: «На уровне организменном такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свои возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный личностный смысл, обнаруживающийся в структуре поступка[16]».

Представленные в литературе точки зрения о генезисе феномена самосознания с достаточной полнотой можно обобщить в три позиции. Согласно первой (В.М. Бехтерев) самосознание в его простейших формах неясного чувствования собственного существования предшествует развитию сознания как способности дифференцированного отражения компонентов внешней реальности. Согласно второй (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений. Третья точка зрения (И.М. Сеченов) гласит, что сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно: к ощущениям, вызываемым внешними предметами, всегда "примешиваются" ощущения, вызываемые собственной активностью организма. Процесс психического отражения всегда представляет собой интеграцию внешнего воздействия и встречной активности живого организма. В результате формируются две системы инвариантов: одна соответствует внешнему воздействию и локализуется во внешнем пространстве, другая соответствует собственной активности и локализуется во внутреннем пространстве[17].

Принципиальным для Рубинштейна является вопрос о соотношении сознания и самосознания: не сознание развивается из самосознания, личностного "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом. Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями. Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Из такого понимания соотношения сознания и самосознания С.Л.Рубинштейном развивается его концепция поступка: "При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей"[18]. Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего "я" сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: