Тема 12. Сознание и самосознание

1.Отражение как всеобщее свойство материи.

2. Основные элементы и уровни структуры сознания.

3. Сознание и самосознание

4. Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание.

5. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы.

6. Роль языка в формировании сознания. Сознательное и бессознательное

1. Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом.

Определение сознания. Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, «впечатлений», «переживаний», наличие элементарного (конкретного, «предметного» мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролирования поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это, прежде всего, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Роль труда в формировании сознания. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например - глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и оБогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может быть ни человека, ни его сознания. Это значит, что мозг сам по себе, каким он выходит из «рук природы», не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи (языка). Однако мозг – не источник сознания, а его орган, ибо сознание – объективный образ субъективного мира, а его «стержень» – целеполагание. В этом образе отражены не нейродинамические процессы мозга, а внешний мир, практика, хотя это отражение происходит не без участия указанных процессов. Таким образом, обладает сознанием, мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга. Способность мыслить ненаследуется вместе с мозгом (хотя «безмозглого мышления» быть не может), а она передается от поколения к поколению через формы предметного мира, созданного трудом, через «тело» цивилизации, через формы культуры. Чтобы отдельный мозг обрел способность мыслить, его обладатель должен быть с детства включен в систему общечеловеческих отношений и развит в соответствии с ее требованиями и нормами. Приучаясь активно действовать с вещами окружающего мира сообразно нормам культуры, человек только тогда и становится человеком – обретает способность говорить и мыслить, иметь сознание в человеческом смысле. Степень и мера развития способности мыслить в отдельном индивиде определяются не его индивидуально-морфологическими особенностями, а прежде всего, объемом той сферы (области) культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Нельзя стать человеком, не овладев тем многообразным опытом, который накопился в обществе.

2. Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов. Знание и познание как таковые – предмет изучения теории познания (гносеологии).

Необходимым компонентом сознания является внимание. Оно часто определяется как психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии. Различают внимание непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное, преднамеренное, которое носит волевой характер. Противоположность внимания – невнимание, т. е. рассеянность.

Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоциональные состояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие – веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.

Чувства (эмоции в узком смысле) – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратковременными (радость, печаль и т.п.). и длительными, устойчивыми (любовь, ненависть и т.п.). В отличие от чувств животных чувства человека – продукты всемирной истории.

Настроение – длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть – сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства – чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.

Аффект (душевное волнение) – сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание – ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).

Еще одним важным элементом сознания является воля – созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля – созидательное преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями.

Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления действия; Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

Сила воли не дана человеку от природы. Умение и способность выбирать цели, принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца является результатом знаний, опыта, воспитания и самовоспитания.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к решению значимых для человека задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.

Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. Важное его назначение – представить результат деятельности до ее начала, т. е. предвидеть будущее. Воображение «работает» особенно в неопределенных ситуациях, где затруднена деятельность мышления, привыкшего к точной, определенной ситуации. Часто его отождествляют с фантазией как «плодом» воображения,

В психологии воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности (научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).

Память – закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависимости от материала, который запоминается, выделяют образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и непроизвольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.

Наиболее крупными уровнями сознания чаще всего выделяют обыденное (повседневное) и теоретическое сознание,

3. Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне – и свои мысли о предметах и действиях рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом этогосубъекта – его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя! – говорил Сократ. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморегулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впадая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самообладании; ответственности за свои поступки.

Подчеркнем еще раз важную роль рефлексии в формировании самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысление собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия может иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк – от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозными и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в человеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления человека о самом себе часто расходятся с тем, что он ест ь на самом деле.

Таким образом, самосознание – оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. – это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

4. Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определенных функций. К их числу чаще всего относят следующие:

1. Активно отражательная – э то не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как социальным существом.

2. Обьлснительная – сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

3. Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает – технику, технологию, строительные сооружения, т., е. «вторую природу» – весь мир материальной и духовной культуры.

4, Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людьми, для чего они создают нормы, принципы права, морали, религии, науки и т.п.

5. Целеполагающая – способностьк целеполаганию – кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель как идеальный образ направляет и регулирует человеческую деятельность.

6. Конструктивно-критическая, полемическая функция.

Индивидуальное сознание – сознание отдельного конкретного человека, личности. Общественное сознание – духовная (идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не просто сумму индивидов, а качественно своеобразное новое, целостное, духовно развивающиеся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивидуального сознания – их тесная связь, взаимодействие и – в определенных условиях – взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного сознания, которое в свою очередь в той или иной форме воздействует на наше индивидуальное сознание, впитывается им. Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют своесодержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно- исторический характер.

5. В структуре общественного сознания обычно в выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируется стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она – преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология – концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология – систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология – сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про- граммы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения.

Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества – классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

Отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития.

Язык – система знаков, имеющих значение. Язык – способ существования сознания и общения человека с человеком. Прежде всего, надо понять, что сознание неразрывно связано с языком как определенной знаковой системой. Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя другого предмета и, следовательно, воспроизводящий его свойства.

Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки (среди них – копни, признаки, симптомы). В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразительного искусства, театра, кино, танца, музыки и т.п. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляется сознание, мышление.

Исходной знаковой системой является обычный разговорный, естественный язык. В языке выделяют речь – язык в действии, в ситуации общения, в первую очередь устного, во вторую – письменного.

Мышление (сознание) и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям.

Язык служит условием взаимопонимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Средствами облегчения воплощения мысли в языковой форме являются различные виды речи. устная, письменная, внутренняя («думать про себя»). Речь – это процесс использования языка для общения.

Итак, сознание и язык едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление. Сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает ее. Язык – способ существования сознания.

Бессознательное – сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего, существо сознательное, но бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автоматизированный характер.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них (кроме упомянутых) называют сновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

Было бы неверно приравнивать бессознательное к животной психике. Однако понятие «психика человека» шире понятия «сознание». Низший уровень человеческой психики и есть бессознательное. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе – припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг, йенские романтики и др.), так и по линии психологии – особенно в связи с изучением патопсихологических процессов и гипнотических явлений (Бернгейм, Шарко, Жане и др.). Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в 20 в. австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом К. Г. Юнгом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: