Своевременное и добровольное погашение заемщиками банковского кредита, а также процентов является показателем качества работы кредитного отдела (управления) и всего банка в целом, а также составляет суть, является целью кредитного мониторинга — последнего этапа кредитного процесса в банке.
Кредитный мониторинг представляет собой систематический постоянный банковский контроль в ходе использования кредита:
· качества кредита; • соблюдения условий кредитного договора;
· состояния обеспечения кредита, что в итоге гарантирует его возвратность с соблюдением установленной в договорном порядке его доходности для банка.
Контроль качества кредита заключается в осуществлении после выдачи ссуды контроля за финансовым состоянием заемщика, так как его ухудшение может повлиять на возникновение риска непогашения кредита вообще или в установленный срок и риска неуплаты банку процентов за кредит. В ходе анализа представленной заемщиком финансовой отчетности банк должен уделить особое внимание таким факторам, как снижение объема продаж, снижение доли денежной составляющей в составе выручки от реализации продукции, рост убытков или снижение прибыли, резкое увеличение дебиторский и кредиторской задолженности, увеличение доли заемных средств в структуре ресурсов, возникновение или рост задолженности перед бюджетом, других просроченных долгов, так как все вышеизложенное может сделать проблематичным погашение банковского кредита и выплату процентов. Из категории стандартных кредитов он может перейти в результате снижения своего качества в группы более высокого для банка кредитного риска (нестандартных, сомнительных, безнадежных для взыскания долгов). Но поскольку бухгалтерская отчетность составляется с периодичностью 1 раз в квартал, то более оперативную информацию о финансовом неблагополучии заемщика можно получить на основе анализа денежных поступлений на его расчетные счета, открытые как в самом банке-кредиторе, так и в других банках. Нерегулярность таких поступлений на эти счета, резкое снижение их объемов против предшествующего анализируемого периода должны послужить сигналом к работе с клиентом в направлении реструктуризации долга, усиления его обеспечения и т. п.
Для принятия соответствующих мер в области кредитных отношений систематическому анализу должна подвергаться также экономическая информация о состоянии дел в том секторе или отрасли экономики, в которой работает заемщик, об изменении доли заемщика на рынке его бизнеса, а также информация службы безопасности самого банка о резких изменениях в планах деятельности клиента-заемщика, предстоящих и состоявшихся изменениях в составе руководства, о ведущихся судебных разбирательствах, о невыполнении обязательств перед контрагентами и другими банками.
Контроль соблюдения условий кредитного договора сводится к проверке соблюдения заемщиком установленных для него лимитов кредитования (кредитных линий), целевого использования кредита, а также своевременности уплаты процентов за кредит, погашения основного долга в полном объеме и своевременно исходя из установленного в кредитном договоре графика. По результатам таких контрольных проверок принимаются решения об изменении условий кредитования: о пролонгации срока кредита или досрочного его погашения, об уменьшении или увеличении процентной ставки за кредит, а также и самой суммы кредита, об изменении сроков уплаты процентов в целях снижения кредитного риска банка.
Контроль обеспечения возвратности кредитов включает в себя проверку на месте у залогодателей наличия предметов залога, состояния их качественных характеристик и соблюдения режима сохранности, оценку действующей рыночной стоимости залога, его ликвидности с целью выполнения им своего предназначения в кредитной сделке (выступать в качестве вторичного источника погашения банковского кредита в случае невозможности его возврата заемщиком за счет текущих поступлений на расчетный счет от основной деятельности по различным обстоятельствам). При обнаружении отклонений от нормы в ходе проверки залогового обеспечения банком должны приниматься соответствующие меры к заемщику: требования о досрочном возврате кредита или замене залогового обеспечения на более ликвидное и достаточное. В отношении поручителей и гарантов по кредитам банки должны систематически заниматься оценкой их платежеспособности по данным запрашиваемой от них бухгалтерской отчетности и при негативных тенденциях в их финансовом положении требовать от заемщиков замены поручителей (гарантов) или досрочного возврата кредита, дабы избежать финансовых потерь в дальнейшем при переходе такого кредита в разряд безнадежных ко взысканию.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в ходе кредитного мониторинга банки проводят разностороннюю работу, направленную на достижение возвратности заемщиком кредита вместе с причитающимися процентами за его использование в своем обороте. В целях достижения этой цели по результатам проведенного контроля банки принимают поэтапно следующие меры:
· превентивного характера — пересмотр условий действующего кредитного договора (изменение графика погашения ссудной задолженности, формы
( кредитования, процентной ставки, отсрочка возврата основного долга и/или процентов), снижение кредитного рейтинга заемщика и увеличение отчислений в фонд на возможные потери по ссудам, работа с руководством заемщика по поиску решений для восстановления его платежеспособности;
· реабилитационного характера — расширение кредита, т. е. выдача дополнительных средств с изменением статуса долга с просроченного на текущий, привлечение дополнительных форм обеспечения возвратности кредита, увеличение заемщиком собственного капитала за счет своих акционеров (участников), получение им финансовой помощи со стороны других банков или финансовых учреждений, заключение банком мирового соглашения с заемщиком;
· юридического (правового) характера — обращение к гарантам, поручителям по поводу исполнения ими своих обязательств, реализация обеспечения (залога) по ссуде; продажа долга заемщика третьей стороне; оформление иска о банкротстве предприятия-заемщика. Последнее является исключительной мерой банка по возврату вложенных в заемщика средств.