Когнитивная терапия депрессии. Содержание

Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери

Когнитивная терапия депрессии

(Aaron Beck, A. Rush, Brian Shaw, Gary Emery. Cognitive Therapy of Depression, 1979)

Данная книга представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики авторов. В ней представлены специальные техники, позволяющие скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете способствующие ослаблению депрессивных симптомов. Предложенная авторами концепция домашней работы, или «аутотерапии», открывает реальную возможность для расширения терапевтического процесса и выведения его за рамки терапевтических сессий. Книга адресована как психотерапевтам, придерживающимся когнитивно-поведенческой традиции, так и специалистам, стремящимся расширить границы профессионального знания.

Содержание

Предисловие

Глава 1. Обзорная

Проблема депрессии

Значение психотерапии в лечении депрессий

Определение когнитивной терапии

Новые черты когнитивной терапии

Когнитивные модели: историческая перспектива

Когнитивная модель депрессии

Когнитивные революции: научная и депрессивная парадигмы

Требования к когнитивному терапевту

Ограничения когнитивной терапии

«Ловушки» когнитивной терапии

Максимизация эффектов когнитивной терапии

Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии

Идентификация и выражение эмоций

Роль эмоций в терапевтических отношениях

Высвобождение эмоций

Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии

Требования к терапевту

Терапевтическое взаимодействие

Терапевтическое сотрудничество

Глава 4. Структура терапевтического интервью

Руководящие указания для терапевта

Структура когнитивной терапии

Глава 5. Первое интервью

Как начать интервью

Поиск информации

Центральная жалоба как симптом-мишень

Терапевтические цели первого интервью

Выбор симптомов-мишеней

Глава 6. Сессия за сессией: обычный курс терапии

Общее описание курса

История болезни

Глава 7. Поведенческие техники

К когнитивной модификации через поведенческие изменения

Составление распорядка дня

Оценка мастерства и удовольствия

Техника градуированных заданий

Когнитивная репетиция

Тренинг ассертивности и ролевые игры

Общие рекомендации по применению поведенческих техник

Глава 8. Когнитивные техники

Обоснование

Подготовка пациента к когнитивной терапии

Техника реатрибуции

Протокол дисфункциональных мыслей

Глава 9. Работа с симптомами-мишенями

Отбор симптомов-мишеней и техник

Аффективные симптомы

Мотивационные симптомы

Когнитивные симптомы

Поведенческие симптомы

Физиологические симптомы

Социальный контекст симптомов

Глава 10. Методы работы с суицидальным пациентом

Оценка суицидального риска

Суицидальное намерение как континуум

Исследование мотивов суицида

Склонить чашу весов против суицида

Рост суицидальных желаний в ходе терапии

Глава 11. Интервью с суицидальным пациентом

Глава 12. Депрессогенные убеждения

Выявление дисфункциональных убеждений

Модификация убеждений

Убеждения как «мишень»

Модификация «долженствовании»

Убеждения как «персональные контракты

Убеждения как самореализующиеся пророчества

Дисфункциональные убеждения и когнитивные ошибки

Отказ от дисфункциональных убеждений: возможные выгоды и потери

Роль действия в изменении убеждений

Пациент как источник контраргументов

Пересмотр убеждений, основанный на переоценке собственных достоинств

Разоблачение предвзятости и произвольности убеждений

Долгосрочная и краткосрочная эффективность убеждений

Глава 13. Домашние задания как часть терапии

Обоснование необходимости домашних заданий

Постановка домашнего задания

Приемы, побуждающие к выполнению домашних заданий

Выявление дисфункционального отношения к домашним заданиям

Составление распорядка дня

Планирование занятий, доставляющих удовольствие

Планирование занятий, пробуждающих чувство умелости и мастерства

Письменные отчеты и задания

Роль пациента в проектировании домашних заданий

Специальные домашние задания

Подготовка к возможным проблемным ситуациям

Схема назначения домашних заданий

Глава 14.Технические трудности

Советы терапевту

Контртерапевтические установки пациента

Примеры контртерапевтического поведения пациента

Глава 15. Проблема завершения терапии и проблема рецидивов

Подготовка к завершению терапии

Опасения пациента в связи с предстоящим окончанием терапии

Преждевременное завершение терапии

Глава 16. Групповая когнитивная терапия в лечении депрессии

Введение

Общие соображения

Клинические соображения

Формальные аспекты

Проведение курса групповой терапии

Примеры типичных терапевтических приемов

Эмпирические исследования эффективности групповой когнитивной терапии

Глава 17. Когнитивная терапия и использование антидепрессантов

Введение

Оценка пациента и диагностика депрессии

Роль когнитивной терапии в повышении приверженности пациента режиму лечения

Приложение

Литература

Эта книга посвящается нашим детям:

Рою, Джудит и Элис Бек, Мэттью Рашу и Стивену Шо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: