На протяжении многих веков христиане и мусульмане находились в состоянии диалога или богословской полемики. Мусульмане в полемическом диалоге с христианами, как правило, затрагивают одни и те же вопросы, которые сводятся к следующим пунктам:
1) учение о Троице, - уклон в многобожие,
2) искажённость Библии,
3) Христос — пророк, а не Сын Божий,
4) отрицание распятия Христа,
5) отрицание первородного греха.
Этих пунктов мусульмане касались тысячу лет незад, их они поднимают и сейчас. Поэтому не утратили актуальность и ответы святыми отцами и древними церковными учителями.
U труды прп Анастасия Синаита,
U прп Иоанна Дамаскина,
U прп Феодора Студита,
U святителя Григория Паламы,
а из более поздних –
W преподобного Максима Грека
W и священномученика Александра (Миропольского).
сочинения византийских церковных авторов,
X сочинения Феодора Абу Курры,
X Иоанна Кантакузина,
X Мануила Палеолога
В апологетической части упомянутые авторы
1. приводили доказательство христианского почитания Бога-Троицы на основе общих и для христиан и для мусульман рациональных понятий, приводили примеры,
2. доказывали на основании свидетельств из Библии, указывали, что тайна Троицы и Боговоплощения превыше человеческого ума и что плотское понимание мусульманами словосочетания “Сын Божий” кощунственно.
3. Раскрывали смысл Боговоплощения, говоря, что Сам Бог засвидетельствовал о Христе, что Он Сын Его, и Христос говорил об этом, и многие очевидцы
4.. Более того, предсказывая Его пришествие, об этом свидетельствовали пророки, которых признают и мусульмане.
5. Также они указывали, что мусульмане сами считают Христа Словом Божиим и Духом, а слово и дух неотделимы от того, в ком существуют.
6. Кроме того, Божественность Христа доказывается и влиянием его учения на людей, и чудесами, совершёнными Христом как при земной жизни, так и ныне, чудесами, совершаемыми христианскими святыми по молитве ко Христу
7.. Мученическая смерть апостолов также является доказательством силы их веры в божественность Христа и любви к Нему.
8. И если мусульмане считают Коран нетварным Словом Божиим, то почему порицают христиан, считающих Христа нетварным Словом Божиим?
9. И если мусульмане признают, что рождение Иисуса от Девы чудесно и непостижимо, то также чудесно и непостижимо вечное рождение Сына от Отца.
10. Также защищали они христианское учение о спасении людей, совершённом на кресте Иисусом Христом, и указывали, что утверждение мусульман о том, будто Библия была искажена христианами и иудеями – ложное, а христианское почитание креста и икон не есть идолопоклонство.
В полемической же части они указывали на
X ошибочность утверждения о том, что ислам есть вера Авраама, говоря, что Измаил и его потомки находятся вне завета с Богом.
X Отмечали влияние еретических учений на ислам, таких как арианство, манихейство, несторианство, иудаизм и гностицизм.
X Относительно мусульманского учения о Боге они критиковали утверждение, что Бог - источник и добра и зла,
X Показывали несостоятельность мусульманского учения о пророках-неудачниках,
X А то, что Коран - не Слово Божие,, следовало из история составления и редактирования Корана.
X учение о предопределении ошибочно,
X Если нет представления о универсальном грехе, то не может быть представления и понимания универсального Спасителя для всего человечества.
|