[33] См. «аль-Бульдан» 5/400.
[34] См. «Тарих уль-Мансури» 1/5.
[35] См. «Мукаддима ибн Халдуна» с. 346.
[36] Название селений и жилищ, в которых жили самудяне – народ, погубленный Аллахом. (См. «Фатх уль-Бари» 8/157).
[37] В хадисе речь идет о самудянах. (См. «Фатх уль-Бари» 8/157).
[38] Я просмотрел все эти сборники и энциклопедии, пытаясь найти не только упомянутые в нашей истории имена, но и все имена, которые хотя бы отдаленно напоминают имена перечисленные.
[39] Территория современной Саудовской Аравии.
[40] Этот хадис приводит имам Муслим 1433. Дело в том, что после того, как человек разведет свою жену трижды, или другим окончательным разводом, его жена не может вернуться к нему, кроме как после того, как выйдет замуж за другого, вступит с ним в половую близость и тот разведет ее. После этого она может вернуться к первому мужу. Что же касается нашей истории, то Рифа’а окончательно развел эту женщину, после чего она вышла замуж за ‘Абдуррахмана ибн Забира, но тот оказался бессилен в половом отношении. После этого эта женщина пошла жаловаться пророку (да благословит его Аллах и приветствует), так как хотела вернуться к Рифа’е, но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не разрешил ей этого.
|
|
[41] Да будет проклятие Аллаха на лжецах и да отомстит Всевышний за честь благородных сподвижников. Клянусь Аллахом, если бы про одного из этих сочинителей сказали, что он вместе со своими друзьями парил в бане чужую женщину, да к тому же еще и женился затем на ней, то он бы сделал все, чтобы очистить себя от этого позора. Посмотрите же, до какой бессовестной лжи могут дойти суфии!!
[42] См. Сахих аль-Бухари, 64.
[43] Комментируя эти слова Хафиз аль-‘Ираки сказал: «И правильным мнением является то, что упомянул автор (т.е. Ибн ас-Салях), и нет в этом разногласия среди мухаддисов, кроме того, что высказал Джарир ибн Хазим, сказав, что последним сподвижником был Сахль ибн Са’д, но, вероятно, он имел ввиду, что он был последним, кто умер в Медине». (см. «Такйид уаль-Идах» с. 296).
[44] При изучении этой книги мы пришли к выводу, что более достоверное мнение заключается в том, что последним в Медине умер ас-Саиб ибн Язид. А Аллаху это ведомо лучше!
[45] В своем комментарии к этой книге Хафиз аль-‘Ираки добавил: «Последний кто умер в Хурасане был Бурайда ибн аль-Хусайб. Последним в Рухже (провинция Сижистана) умер аль-‘Ада ибн Хауза. Последним в Асбахане умер ан-Набига аль-Джа’ди. Последним, кто умер из сподвижников в Таифе, был ‘Абдуллах ибн ’Аббас. А последним в Самарканде умер Касам ибн аль-‘Аббас». (см. «Такйид уаль-Идах» с. 299-300).
[46] Изд. «Дар уль-Кутуб иль-‘ильмия».
[47] Город на территории Сижистана. См. «Му’жам уль-Бульдан» 3/138.
|
|
[48] Селение в окрестностях Кабула (современный Афганистан). См. «Му’жам уль-Бульдан» 3/38.
[49] Один из районов Бухары (современный Узбекистан). См. «Му’жам уль-Бульдан» 3/18.
[50] Город между Бухарой и Джайхуном. См. «Му’жам уль-Бульдан» 1/533.
[51] См. также «Тарих» Халифа ибн Хайат с. 223.
[52] См. также «Тарих» Халифа ибн Хайат с. 224, а также «Тарих» Табари 5/305.
[53] См. также «Тарих» Табари 6/116.
[54] См. также «Тарих» Халифа ибн Хайат с. 228.
[55] См. также «Тарих» Халифа ибн Хайат с. 300.
[56] См. «Тухфат уль-Фукаха» 1/256, «Табйин аль-Хакаик» 1/246, «Бадаи’ ус-Санаи’» 1/320.
[57] Термин «нежелательность» несет в терминологии различных мазхабов значение как нежелательности, так и запрещенности. Что касается ханафитского мазхаба, то под «нежелательностью» имеется ввиду как нежелательность так и запрещенность. Об это говорит ханафитский имам Ибн Нужейм на протяжение всего шарха на «Канз уд-Дакаик». Это означает, что никто из наших, так называемых «ханафитов», не может аргументировать свои воззрения тем, что в ханафитском мазхабе не сказано, что такое-то деяние запрещено, но сказано, что оно всего лишь нежелательно.
[58] См. «Тухфат уль-Фукаха» 1/256, «Бадаи’ ус-Санаи’» 1/320.
[59] Что касается хадисов о запрете писать что-либо на могилах, а также хадисов о проклятии того, кто зажег на могиле светильник, то хадисы эти недостоверны. Однако два этих деяния – «надпись на могиле» и «зажигание светильников» строго запрещены. Относительно запретности этих явлений передано единогласное мнение ученых.
Сказал шейх уль-Ислам: «Постройка мечети над могилой или зажигание над ней светильника – все это то, относительно чего я не знаю никакого разногласия, что это является ослушанием Всевышнего Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует)» («Мажму’ уль-Фатауа» 31/45).
Сказал имам аль-Мардауи: «Что касается покрытия могилы гипсом, то это нежелательно без всякого разногласия, которое было бы нам известно, а также совершение надписей над ней» («аль-Инсаф» 6/232).
И, как известно, под «нежелательностью» у древних ученых имеется в виду «запрет». Также есть и другие причины запретности этих явлений. Из этих причин то, что это из разряда нововведений, которых не было во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. Также в этом пустая растрата имущества и уподобление неверующим из иудеев и христиан.
Поэтому сказал имам ан-Науауи: «Мы не знаем ни одного сподвижника, который бы делал что-либо из этого. Но появилось это во времена табиинов и тех, кто после них, и до них не дошел запрет этих явлений».
Однако, если электричество требуется для захоронения умершего ночью, то это разрешено и основывается на действии пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
[60] «аль-Фатауа» 27/457-459.
[61] «аль-Фатауа» 27/459.
[62] «аль-Иктида» 2/651.
[63] «Бидая уа ан-Нихая» 8/203.
[64] «ан-Нужум уз-Захира» 1/408.
[65] «аль-Фатауа» 27/450-489.
[66] «Асна уль-Маталиб» с. 286-288.
[67] «аль-Ихтиярат уль-Фикхия» с.97.
[68] «Асна уль-Маталиб» с. 286-288.
[69] «аль-Фатауа» 4/516.
[70] «аль-Фатауа» 27/170.
[71] «Фахрис рихля Ибн Баттута» с. 783, 789.
[72] См. «Джухуд ‘уляма иль-ханафия» с.1586-1587.
[73] Один из главных имамов атеистов и безбожников. Он считал, что философы выше по положению, чем пророки. Сказал о нем шейх уль-Ислам: «Заблудший, неверующий» (см. «Мажму’ уль-Фатауа» 2/67).
[74] Каррамит, батынит, могилопоклонник, безбожник, атеист, философ. Его причисляли к ханафитскому мазхабу, однако, сами ханафиты объявили его неверующим. Среди этих ханафитов аль-Газали (см. «Тахафут уль-фалясифа» с.254), Анвар уль-Кашмири (см. «Файд уль-Бари» 1/166). Сказал о нем имам Ибн ас-Салях «Был одним из шайтанов в человеческом обличии». (см. «Фатауа Ибн ас-Салях» 1/209).
|
|
[75] См. «Джухуд ‘уляма иль-ханафия» с.1281-1309, а также «аль-Ка’идат уль-джалиля» с.81-82.
[76] См. «ас-Сауних уль-Касимия» с.332-333.
[77] Эту их идеологию можно встретить в книге «Зубдат уль-манасик» с.58.
[78] См. «Таммат ад-Дьюбандия» с.635-662.
[79] См. книгу ханафитского имама аль-Баркауи «Зиярат уль-кубур» с. 27-29.
[80] В дальнейшем по тексту все эти термины будут употребляться как в арабском, так и русском звучании.
[81] Все эти определения взяты из «Му’жам макаис уль-Люга» Ибн Фариса, «Лисан уль-‘Араб», «аль-Камус уль-Мухит».
[82] См. «Зад уль-Ма’ад» 1/39 и далее.
[83] Что касается определения малого многобожия, то в словах ранних ученых оно не встречается. Поэтому необходимо обратиться к словам ученых современных.
В «Фатауа ляджна даима» 1/749 говорится: «Малое многобожие – это все запрещенное шариатом из того, что является причиной ведущей к многобожию большому, если священные контексты назвали это ширком».
Примерно то же самое содержится в словах шейха Ибн уль-‘Усаймина («Мажму’ Фатауа шейх Ибн уль-‘Усаймина» 2/203).
Шейх ‘Абдуррахман ас-Са’ди сказал: «Малое многобожие – это все слова и дела, которые приводят к большому многобожию» (см. «Кауль Садид» с. 32). (Все это в тахкык «Фатх уль-Мажид» шейха Мухаммада ибн Хизам аль-Ба’дани с. 136).
[84] Об этом пришли достоверные хадисы. См. Бухари 104; Муслим 3304; Ахмад 27164; со слов Абу Шурейха.
[85] Бухари 1885; Муслим 3326; Ахмад 12452; со слов Анаса ибн Малика.
[86] Бухари 1880; Муслим 3350; Ахмад 7234; со слов Абу Хурайры.
[87] Бухари 1877 со слов ‘Аиши; Муслим 3361 со слов Са’да ибн Аби Уаккаса.
[88] Территория современных Иордании, Сирии, Ливана и Палестины.
[89] Бухари 4388; Муслим 192; Ахмад 10222; со слов Абу Хурайры.
[90] «Шарх Сахих Муслим» ан-Науауи 9/142.
[91] Бухари 1899; Муслим 2496; Ахмад 7780; со слов Абу Хурайры.
[92] Хадис об этом хороший; Насаи 2105; Ахмад 7148; со слов Абу Хурайры (см. «Мишкат уль-Масабих» 1/612).
[93] Сура 2, аят 183.
[94] Бухари 38; Муслим 1781; со слов Абу Хурайры.
[95] Бухари 969; Ахмад 3139; со слов Ибн ‘Аббаса.
[96] Муслим 2746; со слов Абу Катады.
[97] Муслим 3288; со слов ‘Аиши.
[98] Сура 97, аяты 2-3.
[99] Сура 44, аят 3.
|
|
[100] Сура 44, аят 4.
[101] Сура 44, аяты 1-3.
[102] Сура 97, аят 4
[103] Сура 97, аят 5.
[104] Бухари 35; Муслим 1782; Ахмад 7280; со слов Абу Хурайры.
[105] Муслим 1976; со слов Абу Хурайры.
[106] Бухари 935; Муслим 1969; Ахмад 10302; со слов Абу Хурайры.
[107] Муслим 6544; Ахмад 9199; со слов Абу Хурайры.
[108] Хадис об этом хороший; Тирмизи 745; Ибн Маджа 1739; со слов ‘Аиши.
[109] Муслим 1770; Ахмад 14355; со слов Джабира ибн ‘Абдиллях.
[110] Хадис об этом хороший; Ахмад 16162.
[111] Бухари 3366; Муслим 1161; Ахмад 21333; со слов Абу Зарра.
[112] Бухари 1189; Муслим 3384; Ахмад 7249; со слов Абу Хурайры.
[113] Бухари 1190; Муслим 3374; Ахмад 7415; со слов Абу Хурайры.
[114] Бухари 1195; Муслим 3368; Ахмад 16453; со слов’Абдуллаха ибн Зейда аль-Мазини.
[115] Бухари 1189; Муслим 3384; Ахмад 7249; со слов Абу Хурайры.
[116] Хадис об этом хороший. См. «Кашф уль-астар» 1/213.
[117] Бухари 3366; Муслим 1161; Ахмад 21333; со слов Абу Зарра.
[118] Сура 17, аят 1.
[119] Бухари 1189; Муслим 3384; Ахмад 7249; со слов Абу Хурайры.
[120] (Хадис достоверный; См. «Манар уль-Муниф» с.91-92; Насаи 693; Ибн Маджа 1408; со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн уль-‘Аса).
[121] «Мажму’ат ур-Расаиль иль-Кубра» 2/64; «Иктида» 2/809.
[122] См. «Тафсир калимат ит-Таухид» с. 338.
[123] (Хадис достоверный; Насаи 699; Ибн Маджа 1412; Ахмад 16024; аль-Хаким 3/12; со слов Сахля ибн Хунейфа).
[124] Муслим 6853; Ахмад 7427; со слов Абу Хурайры.
[125] Бухари 450; Муслим 1189; Ахмад 434; со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана.
[126] «Тарик уль-Хиджратейн» с. 613.
[127] Название местности.
[128] Один из обрядов Хаджа.
[129] «Шарх Сахих Муслим» 9/54.
[130] ‘Уруа тогда еще был неверующим, и все это происходило во время заключения Худайбийского договора.
[131] «Фатх уль-Бари» 5/341.
[132] Бухари 6036; со слов Сахля ибн Са’да; Бухари 1253 и Муслим 2168; со слов Умм ‘Атыи.
[133] Муслим 5358; со слов Абу Айюба аль-Ансари.
[134] Бухари 2351; Муслим 5292; Ахмад 22824; со слов Сахля ибн Са’да.
[135] Бухари 187; Муслим 1122; Ахмад 18744; со слов Абу Джухайфы.
[136] «Фатх уль-Бари» 6/251-252.
[137] Бухари 5873; Муслим 5476; со слов Ибн ‘Умара.
[138] См. «Тарих уль-хуляфа» ас-Суюты с. 467.
[139] «аль-Асар ун-Набауия» с. 89-96.
[140] «ат-Тауассуль» с. 144.
[141] «аль-И’тисам» 2/8-9.
[142] Не согласны с этим только некоторые из суфийских тарикатов, которые считают, что некоторые праведники выше по положению, чем пророки. См. «"Шарх 'акыда ат-Тахауия", с. 493-495.
[143] «аль-И’тисам» 2/9.
[144] «аль-Хикам уль-Джадира» с. 55.
[145] «аль-И’тисам» 2/9.
[146] См. «аль-И’тисам» 2/10.
[147] Кроме некоторых из ученых, как имам ан-Науауи, Ибн Хаджар, Аль-Мазири и Кады ‘Ияд. Эти имамы, несмотря на свое величие, ошиблись в этом вопросе, за что их порицали остальные имамы Сунны. Также, необходимо отметить, что эти имамы разрешали этот табаррук в общем, не позволяя крайние его виды.
[148] «Зад уль-Ма’ад» 1/59.
[149] «Фатауа Ибн Ибрахим» 3/51.
[150] (Хадис достоверный; См. «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» № 2021).
[151] Обратите внимание, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не назвал их праздники «мусульманский науруз» или «мусульманский махраджан», как делают сегодня многие невежественные мусульмане, которые собираются на «мусульманский сабантуй». И нетрудно догадаться, что будет через пару десятилетий, если оставить эту дверь открытой: в «мусульманских календарях» появится новый «мусульманский праздник» - «мусульманский сабантуй», и мусульмане будут собираться на него с целью поклонения и приближения к Аллаху, считая, что это из религии Аллаха, хоть сегодня люди и не делают этого намерения. А затем, недалек уже и «мусульманский новый год».
[152] «Худжату Ллахи аль-балига» 2/30-31.
[153] «Игасат уль-Ляхафан» с.302.
[154] Т.е. делают тауаф (религиозный обход).
[155] Конечно же, не без них!!
[156] Вот так!!
[157] Вот так!!
[158] См. «Зиярат уль-кубур» с.42; «Мажалис уль-абрар» с. 129-130; «Нафаис уль-Азхар» с.161; «аль-Люма’» Ибн Туркумани 1/52; «Фатх уль-Маннан» с.445, 521-522; «Гаят уль-Амани» 1/297-298; «Мифтах уль-джанна» с. 47.
[159] См. «Зиярат уль-кубур» с. 51-52; «Мажалис уль-абрар» с. 129; «Нафаис уль-Азхар» с. 160-161.
[160] «аль-Хауадис уаль-бида’» с.105.
[161] См. «аль-Фатауа» 27/162.
[162] «Игасат уль-Ляхафан» 1/171.
[163] «аль-Ка’идат уль-джалиля» с. 351.
[164] «ар-Рисаля» с. 25.
[165] См. «Бадаи’ ус-Санаи’» 1/320; «ад-Дурр уль-Мухтар» 2/242.
[166] См. «Фатх уль-Кадир» 2/150; «аль-Бахр ур-Раик» 2/210.
[167] Хадисы об этом достоверны. См., например, Муслим 974.
[168] Это потому что мать пророка умерла на многобожии.
[169] «аль-Мажму’» 5/285.
[170] «Игасат уль-Ляхафан» 1/200, а также «Тахзиб ус-Сунан» 9/60.
[171] См. «Зиярат уль-Кубур» имама аль-Баркауи с.23-24; «Мажалис уль-абрар» имама Ахмада ар-Руми с.355-356; «Худжату Ллахи аль-Балига» имама Уалиуллаха ад-Дахляуи 2/38; «Фатх уль-Маннан» с. 489, 493.
[172] Обратите внимание на то, что пророк узаконил просить прощение за мертвого, а не у мертвого. А также пророк не узаконил просить у мертвого заступничества перед Аллахом, как делают это могилопоклонники. С кого же они берут в этом пример?!
[173] «Игасат уль-Ляхафан» 1/188.
[174] См. «Фатх уль-Кадир» 2/150; «аль-Бахр ур-Раик» 2/210.
[175] См. «Фатх уль-Кадир» 3/168.
[176] Т.е. мечеть пророка в Медине.
[177] Т.е. мечеть аль-Акса в Иерусалиме.
[178] Общий смысл этого деления можно найти в «Мажму’ уль-Фатауа» 2/186.
[179] В «Фатх уль-Мажид» этот хадис приводится со слов Басры ибн Аби Басры аль-Гифари, что является ошибкой, о чем сказал имам Ибн Абдульбарр в «ат-Тамхид» 23/38 и в «аль-Исти’аб» 2/39.
[180] Священная гора, на которой Всевышний Аллах разговаривал с пророком Мусой.
[181] В Багдаде.
[182] Последователи философов-персов. Больше всего их было среди рафидитов (см. «Бидая уан-Нихая» 11/66).
[183] «Мажму’ уль-Фатауа» 27/167, 384.
[184] «Мажму’ уль-Фатауа» 27/191.
[185] «Мажму’ уль-Фатауа» 27/271.
[186] «Худжату Ллахи аль-Балига» 1/192.
[187] См. «Худжату Ллахи аль-Балига» 1/543.
[188] «Зиярат уль-кубур» с. 18-22.
[189] См. «аль-Мугни» 3/118.
[190] См. «Иктида сырат иль-мустаким» 2/805.
[191] «аль-Мугни» 3/118.
[192] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 891-892.
[193] См. «Рух уль-Ма’ани» 6/127-128; а также «Джаля уль-‘Айнейн» с. 500.
[194] «ад-Дин уль-Халис» Мухаммад Сыддык Хасан 3/588.
[195] «Мажму’ уль-Фатауа» 27/26.
[196] «Мажму’ат расаиль иль-кубра» 2/407.
[197] «аш-Шифа» Кады ‘Ияд 2/85.
[198] «аш-Шифа» 2/86.
[199] «аш-Шифа» 2/88.
[200] «аш-Шифа» 2/88.
[201] См. «ар-Радду ‘аля аль-Ахнаи» с. 29-30.
[202] См. «Талхыс уль-Хабир» 2/266; «аль-Макасид уль-Хасана» № 425.
[203] См. «ас-Сарим уль-Мунки» с. 49.
[204] См. «Асна уль-Маталиб» № 1378; «Талхыс уль-Хабир» 2/266.
[205] См. «Кашф уль-Хафа» № 2460; «аль-Макасид уль-Хасана» № 1178.
[206] «аль-Фатауа» 27/25.
[207] «Лисан уль-Мизан» 1/107.
[208] См. «Сарим уль-Мунки» с. 244.
[209] См. «Сарим уль-Мунки» с. 247.
[210] Эти слова имама Малика можно найти в книге «аль-Кира» с. 629, автором которой является имам Мухиббуддин ат-Табари.
[211] «ар-Радд ‘аля аль-Ахнаи» с. 189.
[212] «Худжату Ллахи иль-Балига» 1/188.
[213] Могилопоклонники (кубуриты) бывают умеренные, а бывают крайние, фанатичные. Обратите же внимание на то, что этот ханафитский имам причислил тех из них, кто совершает хадж к местам захоронений – к фанатичным, крайним могилопоклонникам.
[214] Один из лидеров суфиев-могилопоклонников.
[215] Причину этого раскрыл один из лидеров крайних суфиев Нуруддин ас-Сами ан-Накшбанди (898 г/х): «Этот священный кусок земли, который хранит в себе тело пророка, почетнее Каабы, Трона Аллаха и Его Престола, о чем и высказывались наши факихи (ученые). (См. «аль-Муханнид ‘аляль- Муфаннид» с.34-36).
[216] «Гаят уль-Амани» 2/347-348.
[217] Автором этой книги является Ибн ан-Ну’ман уль-Муфид (413 г/х) – один из лидеров рафидитов (крайние шииты).
[218] «Зиярат уль-кубур» с. 20.
[219] См. «Джухуд ‘уляма иль-ханафия» сноска 1, с. 1325.
[220] «Фатх уль-Маннан» с. 372-373.
[221] «Гаят уль-Амани» 2/274-275 (изд. «Дар ихья ис-Сунна»).
[222] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 140.
[223] «Хукму Ллахи аль-Уахид ас-Самад» с. 19.
[224] «Мажму’уль-Фатауа» 1/264-265.
[225] «Татхир уль-и’тикад» с. 86 (изд. «Мактабат уль-имам аль-Уади’и»).
[226] Разъяснение всех этих ограничений еще придет в отдельных главах этой книги.
[227] Имеется в виду, что не делал этого сам и не побуждал к этому других.
[228] Шейх имеет в виду, что все эти факторы подтолкнули суфиев и рафидитов на внесение в религию Аллаха того, о чем в ней нет даже упоминания, более того, имеется множество запретов на каждое отдельное их действие.
[229] «аль-Ка’идат уль-джалиля» с. 189-191, ссылка №3.
[230] См. «Хашия ибн ‘Абидин» 2/465.
[231] «аль-Мадхаль» 1/251. Обратите внимание на то, что имам Ибн уль-Хадж умер около семисот (700) лет назад. Что бы он сказал, если бы увидел то, что творят женщины сегодня?!
[232] «Умдат уль-Кари» 8/70.
[233] См. «аль-Бахр ур-Раик» 2/210; «Радд уль-Мухтар» 2/242; «Мараки аль-Фалях» с. 568.
[234] Родной брат ‘Аиши.
[235] Три вопроса: 1) разрешено ли женщине посещать кладбище своего населенного пунка 2) разрешено ли женщине сопроваждать похоронную процессию 3) разрешено ли женщине периодическое, частое посещение могил – гораздо более подробный разбор этих вопросов приведен нами в 65-ом, а также начальной части 66-ого аудиоурока по книге «Фатх уль-Мажид».
[236] «Фатх уль-Бари» 4/97.
[237] См. «аль-Мажму’» 8/341; «Хашия Ибн ‘Абидин» 2/465.
[238] «Шарх Сахих Муслим» 4/159.
[239] «аль-Иктида» 2/748.
[240] «Мажму’ уль-Фатауа» 1/281.
[241] «аль-Бида’ уан-Нахи ‘анха» с. 43.
[242] Среди них аз-Заркаши («И’лям ус-Сажид би ахкам иль-масажид» с. 298); Касталляни («Мауахиб уль-Лядуния» 2/401); аль-‘Айни («Умдат уль-Кари» 4/275).
[243] См. «ар-Радду ‘аляль-Бакри» с. 280.
[244] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 575.
[245] Под «мечетью» имеется в виду молельня – здание, в котором совершаются религиозные обряды.
[246] И действительно, строительство церквей над могилами является одним из самых известных обычаев христиан. Для доказательства этого, достаточно привести в пример самую большую церковь мира – церковь Петра в Ватикане. Она построена над его же могилой и на останках древнего Рима.
[247] Это также касается и тех, кто разносит по мечетям различные «мусульманские» газеты, переполненные фотографиями и изображениями живых существ.
[248] Это мнение является ошибочным.
[249] «Фатх уль-Бари» с. 435. И это третье мнение наиболее правильно.
[250] См. «Тахзир ус-Сажид» с. 18.
[251] Имам Ибн уль-Кайим говорит об этом, потому что некоторые из ученых высказали мнение о том, что поклоняться Аллаху на могилах нельзя потому, что могилы это места нечистые.
[252] «Игасат уль-Ляхафан» 1/296-297.
[253] «Тайсир уль-‘Азиз иль-Хамид» с. 329.
[254] «Радд уль-Мухтар» 2/236.
[255] Расстояние между мизинцем и большим пальцем вытянутой ладони.
[256] Это слова Бахути в «Кашф уль-Кана’» 2/140.
[257] «Нейл уль-Аутар» 4/131.
[258] См. «Шарх ус-Судур фи тахрим раф’и ль-кубур» имама аш-Шаукани с. 29.
[259] Т.е. не упоминая всей цепочки сообщения.
[260] Сделали это для того, чтобы могилу не опаляло солнце, из почета к захороненному.
[261] «Зиярат уль-Кубур» с. 49-51 (изд. «Дар уль-Ифта»).
[262] См. «аль-Мажалис уль-Абрар» с. 128-129.
[263] См. «Мисбах уль-муминин» с. 16-18.
[264] См. «Хазинат уль-Асрар» с. 128.
[265] См. «Нафаис уль-Азхар» с. 159-160.
[266] См. «аль-Баляг уль-Мубин» с. 16-19.
[267] См. «Шарх 'акыда ат-Тахауия», с. 21-22 (изд. «Дар уль-Баян»).
[268] См. «Рух уль-Ма’ани» 15/237-239.
[269] См. «аль-Мушахадат» с. 27.
[270] См. «’Акд уль-аля» с. 104-105.
[271] См. «аль-Мажму’» 5/266.
[272] «аль-Умм» 1/464.
[273] Кады ‘Ияд в «Тартиб уль-Мадарик», биография Маруана ибн Мухаммада ат-Татари.
[274] «Иктида» с. 159.
[275] См. «Фатх уль-Мульхим» 2/506.
[276] «Зад уль-Ма’ад» 3/507.
[277] См. предыдущий источник.
[278] См. «Тахзир ус-Сажид» с. 81.
[279] «ас-Сияр» 4/347; «аль-Мушахадат» с. 36.
[280] Т.е. после того, как люди впали в разногласия относительно того, как с ними поступить. Обладающие же властью, решили построить над ними молельню.
[281] «Фатх уль-Бари Шарх Сахих иль-Бухари» 65/280 из «Кауакиб уд-Дурари», как об этом сказал шейх аль-Албани в «Тахзир ус-Сажид» с. 66.
[282] (Хадис достоверный; Бухари 349; Муслим 415).
[283] См. «аль-Аусат» 2/183; «Ма’алим ус-Сунан» 1/127; «Шарх ус-Сунна» 2/146; «Фатх уль-Бари» 1/529.
[284] «аль-Миркат уль-Мафатих» 2/372.
[285] См. «аль-Мугни» 2/477.
[286] Сказал Ибн Хазм: «Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Тот, кто совершит намаз на кладбище, или в сторону могил, тот должен совершить этот намаз заново в любом случае». («аль-Мухалля» 4/32).
[287] «аль-Кауа’ид» с. 11.
[288] «аль-Фуру’» 1/372.
[289] «аль-Ихтиярат» с. 44.
[290] (Хадис достоверный; Бухари 428; Муслим 524).
[291] «аль-Мугни» 2/475.
[292] «аль-Фуру’» 1/375.
[293] «аль-Мугни» 2/469.
[294] См. «аль-Мугни» 3/444, «аль-Мухалля» 581, «Фатх уль-Бари» под хадисом 1337, «аль-Аусат» Ибн уль-Мунзира 5/411-413, «Мусаннаф» ‘Абдурраззака 3/519, «Мусаннаф» Ибн Аби Шейба 3/361.
[295] См. «Табйин уль-Хакаик» 2/246.
[296] См. «аль-Мадхаль» 3/267.
[297] См. «аль-Мажму’» 5/290.
[298] См. «аль-Фуру’» 2/269.
[299] «Иктида» с. 182.
[300] «аль-Мажму’» 5/320.
[301] «аль-Ма’ариж уль-кабуль» 1/407.
[302] «Ахкам уль-джанаиз» с. 260.
[303] «Кашшаф уль-Кана’» 2/149.
[304] Однако, если точно известно, что человек зарезал животное ради одного Аллаха и произнес при этом Имя Аллаха, то такое мясо употреблять в пищу разрешается. Это мясо животного зарезанного на основе нововведения, а не многобожия. Это подобно мясу животного, зарезанного для угощения людей на поминках по случаю 7-и дней, или 40-а, годовщине и т.п. Само по себе это мясо разрешено для употребления в пищу, но лучше не употреблять его в знак отречения от нововведения и порицания этого явления.
[305] «аль-Фуру’» 2/296.
[306] «аль-Фатауа» 27/496.
[307] Сказал имам аль-Багауи: «Это название местечка в нижней части Мекки со стороны Ялямляма». (см. «Фатх уль-Мажид» с. 253).
[308] «Маухиб уль-Джалиль» 2/237.
[309] «аль-Мажму’» 5/286.
[310] «аль-Мугни» 5/466.
[311] «Фатх уль-Кадир» 3/168.
[312] «Игасат уль-Ляхафан» 1/174.
[313] Как это пришло в хадисе: «Я прошу за нас и за вас облегчения».
[314] «аль-Иктида» 2/684.
[315] «аль-Иктида» 2/728.
[316] «аль-Басаир» с. 99.
[317] Шейх ‘Абдуррахман ибн Хасан привел этот хадис в «Фатх уль-Мажид» (с. 394) со слов Ибн ‘Умара, что является ошибкой.
[318] «ар-Риуаятейн уаль- уажхейн» 2/212.
[319] «Хашия аш-Шильби ‘аля Табйин иль-Хакаик» 2/246. Также об этом сказал имам Ибн Абиль-‘Изз в "Шарх 'Акыда ат-Тахауия", с. 534.
[320] «аль-Мадхаль» 3/ 263.
[321] «Масаиль имам Ахмад риуаяту Исхак» 1/190.
[322] «ар-Риуаятейн уаль - уажхейн» 2/213.
[323] «аль-Иктида» с. 182.
[324] См. «Тафсир уль-Манар» 8/268.
[325] «Мажму’ уль-Фатауа» 26/121.
[326] См. «ар-Рауд уль-Мурби’» аль-Бахути с. 152; «Мажму’ расаиль иль-Кубра» 2/410; «аль-Идах филь-Манасик» имама ан-Науауи с. 160; «аль-Мадхаль» Ибн уль-Хадж 1/263; «аль-Амр биль-Иттиба’» ас-Суюти с. 125 и др.
[327] «аль-‘Удда» 3/347.
[328] «Мажму’ уль-Фатауа» 27/79.
[329] «Зад уль-Ма’ад» 1/48.
[330] См. «аль-Фатауа» 26/121.
[331] См. «Мажаллят уль-бухус иль-исламия», с. 45.
[332] «Уафа уль-Уафа» ас-Самахуди 4/1406.
[333] «Ма’ариж уль-Кабуль» 1/373.
[334] «Мажму’ уль-Фатауа» 27/91.
[335] См. "Шарх 'акыда ат-Тахауия", ханафитского имама Ибн Абиль-‘Изза с. 93.
[336] Суфии зажигают лампы и свечи над могилами для того, чтобы указать, что в данной могиле захоронен праведник и эта могила отличается от остальных могил и является благодатной, благодать которой передается окружающим. (см. «Кашф ун-Нур» с. 16; «аль-Хадика ан-Надия» 2/630).
[337] «Зиярат уль-Кубур» с. 19-23.
[338] Как, например, слово «мясо» в некоторых обществах включает в себя как мясо животных, так и мясо рыбы. В других же обществах под словом «мясо» рыбу не подразумевают.
[339] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 445-447.
[340] В языковом значении «тауассуля» нет разногласий. Эти смыслы передали: Ибн уль-Асир, Файруз Абади, Ибн Фарис, Рагиб уль-Асфахани, Ибн Джарир ат-Табари и др. Все они ученые арабского языка.
[341] «Тафсир уль-Куран иль-‘Азыйм» Ибн Касира 2/52-53.
[342] См. «аль-Кауакиб уд-Дуррия» с. 3.
[343] Что не означает, что мы называем суфиев многобожниками или неверующими.
[344] Данное понимание термина «уасиля» и «тауассуль» можно встретить в суфийской книге «Рух уль-Баян» 1/560.
[345] Эти мои слова не касаются всех имамов, хазратов и религиозных деятелей, также как не касаются всех, кто приносит садака в мечеть. Однако, приходится с горечью признать, что описанная мною картина преобладает в действительности.
[346] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 9.
[347] «ад-Дурр уль-Мухтар» 2/630, а также «аль-Фатауа Татархания».
[348] Один из самых близких учеников имама Абу Ханифы.
[349] «аль-Фатауа аль-Хиндия» 5/280.
[350] «Шарх уль-Курхи» глава «О нежелательном».
[351] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 322-339 (с небольшими сокращениями).
[352] «аль-Барахин» с. 391.
[353] «ат-Тауассуль» с. 29-30.
[354] (Хадис достоверный; Бухари 2215, 2272; Муслим 6949; Ахмад 5974; со слов Ибн ‘Умара).
[355] (Хадис достоверный; Бухари 933; Муслим 897).
[356] «ат-Тауассуль» с. 46.
[357] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 304-305.
[358] См. «Шарх Тахауия» с. 263.
[359] См. «Рух уль-Ма’ани» 6/126-127.
[360] См. «Гаят уль-Амани» 2/335.
[361] См. «аль-Будур уль-Базига» с. 204 (как на это указал Финжифири в «аль-Басаир» с. 17).
[362] См. «Файд уль-Бари» 2/379.
[363] Слово «попросил» указывает на то, что это событие произошло всего один раз, хотя на самом деле это не так.
[364] Выражение «именем» отсутствует в хадисе, оно «совершенно случайно» оказалось в их переводе!
[365] Этот риваят они привели без указания на то, что он слабый и недостоверный. Для чего они его привели читатель, конечно же, понял.
[366] Это выражение также указывает на то, что это событие произошло всего один раз, хотя на самом деле это не так.
[367] Выражение «тауассуль к дяде Мухаммада» является в корне неверным, так как тауассуль делают к Аллаху, а не к дяде, но делали его посредством дяди пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
[368] Выражение «ради него» отсутствует в хадисе!
[369] Как видит читатель, этих слов нет в том риваяте хадиса, который мы взяли за основу. Дело в том, что автор книги «Тауассуль» смешал здесь сразу два риваята этого хадиса, второй из которых является слабым и его упоминание еще придет в конце разбора этого довода. Смешал же он два эти риваята для того, чтобы опустить из первого то, что им невыгодно, и примешать из второго слабого, недостоверного риваята то, что им необходимо.
[370] Как мы видим, автор опустил целый отрывок из хадиса, выполняя первый пункт из того, что им необходимо выполнить.
[371] Так он изменил фразу: «Прими его застпуничество за меня». Это потому что в данной фразе содержится явное указание на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался с мольбой и заступался, а в его фразе этого уже нет. Более того, их фраза понимается как: «О, Аллах! Сделай пророка – то есть его право и почет заступником за меня».
[372] Этим он изменил фразу: «И сделай меня заступником за него». Это потому что из верного перевода понимается: «Прими от меня мою мольбу о том, чтобы Ты принял мольбу пророка за меня». Его же фраза совершенно лишена этого смысла.
[373] На самом деле аль-Хаким назвал достоверным не этот хадис, который приведен автором этой лживой книги. Аль-Хаким назвал достоверным тот хадис, который привели мы, так как он сам из тех, кто привел этот хадис в своем «Мустадраке» и соответственно вынес свое решение о нем. А что касается этого хадиса, то это смесь достоверного его риваята и недостоверного. Эти два риваята приходят в разных сборниках хадисов, не смешиваясь друг с другом. Посмотрите же, как они используют постановление ученых о достоверности одного хадиса, приписывая его к своим слабым хадисам, которые являются делом их грязных рук. «Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины». (9: 30).
[374] На самом деле, имам аз-Захаби не сказал, что хадис достоверный, а лишь не опроверг слова Хакима при проверке его книги «аль-Мустадрак». Сам же имам аз-Захаби нигде не сказал, что его молчание означает согласие с выводом Хакима. (см. «Ильзамат уат-Татаббу’» с. 6 вступление шейха Мукбиля).
[375] Из слов автора «том 1, стр. 519» становится понятно, что автор взял весь этот хадис, а также все последующие слова Хакима и Захаби о нем из книги шейха аль-Албани – «Тауассуль, его виды и постановления о нем», несмотря на свою ненависть к нему. Это потому что книга Хакима «аль-Мустадрак» издана несколькими изданиями, и этот хадис в разных изданиях приходит в разных томах и на разных страницах. И очень сомнительно, что автор этой лживой книги и шейх аль-Албани использовали одно и то же издательство. Особенно если обратить внимание на то, насколько научно слаба книга этого человека, то появляется серьезное сомнение, что автор вообще использовал саму книгу Хакима, или вообще видел ее в глаза. На самом деле, он полностью перенял эти хадисы из книги шейха аль-Албани. Подтверждением этому также и то, что он вносит изменения в хадисы именно исходя из опровержений аль-Албани, что говорит о том, что он прочитал книгу аль-Албани (благо она переведена на русский язык), понял суть опровержений, отказался от истины и переправил хадисы под свой лад и свои интересы.
[376] Этим Шейхмардани хочет сказать, что противники их ложного тауассуля настолько невежественны, что даже не знают этой истории, несмотря на ее знаменитость, а иначе, непременно согласились бы с ними в том, что их тауассуль узаконен.
[377] Посмотрите, как ловко он опустил фразу слепца: «Попроси Аллаха, чтобы вернул мне зрение». Читатель уже понял для чего это сделано.
[378] Шейхмардани гораздо наглее и бессовестнее, чем неназванный автор первой книги. Он добавляет отсутствующие, но нужные ему выражения совершенно нагло, без всяких зазрений совести. Наверное, этот несчастный и подумать не мог, что кто-то будет анализировать его преступления относительно священных контекстов. Сказал Всевышний Аллах: «Неужели те, чьи сердца поражены недугом, полагали, что Аллах не выведет наружу их злобу (или зависть)?». (47: 29).
[379] Тот же самый прием, который применил автор первой книги, причем последнюю фразу данный «переводчик» совсем «почему-то» упустил.
[380] Третий праведный халиф мусульман.
[381] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 53-60 с небольшими сокращениями.
[382] «аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 304-305.
[383] На самом деле Бухари никогда не передавал ложных историй в своем Сахихе, а этот хадис вообще не передает никто, кроме Ибн Аби Шейба. Приписывая же этот хадис к Бухари, они хотят внушить читателю, что этот хадис безусловно достоверен, так как все хадисы сборника Бухари достоверны.
[384] Обратите внимание, что приводя этот хадис, они не упомянули, что рассказывает его Малик ад-Дар, хотя до этого в каждом хадисе непременно указывали кто его рассказчик. Это потому что они поняли, что Малик ад-Дар неизвестен и именно из-за него хадис является слабым.
[385] На самом деле в хадисе не указано кого именно он увидел во сне.
[386] Их невежество настолько глубоко, что они путают между Билялем – муаззином посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которого зовут Биляль ибн Рабах, он был вольноотпущенником Абу Бакра и Билялем ибн уль-Харисом аль-Музани, упомянутом в хадисе, который не был муаззином пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
[387] «Зиярат уль-Кубур» с. 82.
[388] См. «аль-Бахр ур-Раик» 5/134.
[389] «Тауассуль» с. 116-117.
[390] «Шауахид уль-Хакк» с. 447.
[391] «Рух уль-Ма’ани» 14/166.
[392] «Кашф ун-Нур» с. 20.
[393] «аль-Барахин» с. 449.
[394] «Шифа ус-Судур» с. 44, а также «Ар-Ракк уль-Маншур» с. 92.
[395] «Мажалис уль-Абрар» с. 118-120.
[396] «Хужжату Ллахи аль-балига» 1/61.
[397] См. «Шарх ‘Акыда ат-Тахауия» с. 21.
[398] «Рух уль-Ма’ани» 6/125.
[399] «’Акыда Тахауия» с. 56.
[400] См. «Шарх ‘Акыда ат-Тахауия» Ибн Абиль-‘Изз с. 519-524; «ан-Нур уль-Лями’» с. 115; «Шарх Тахауия» Гунейми аль-Майдани с. 131-132. Обратите внимание на то, что признаком познания Аллаха эти ханафитские имамы делают то, что человек обращается к Одному Аллаху, не прибегая при этом к каким-либо мнимым посредникам. Это в корне противоречит идеологии могилопоклонников, которые указывают на то, что тот, кто обращается напрямую к Аллаху – не познал Аллаха. Все эти вопросы – коренные вопросы идеологии, так как же после этого суфии наших земель приписывают себя к ханафитам?!!
[401] «Худжату Ллахи аль-балига» 1/62.
[402] «Фатх уль-Маннан» с. 445, 449.
[403] Читатель может найти эти убеждения суфиев в следующих книгах: «аль-Минха аль-Уахбия» - Ибн Джиржиса; «Сульх уль-Ихуан»; «Барахин» аль-Куза’и; «аль-Басаир» аль-Дажауи; «Шамс макалят фи сама’ иль-амуат»; «Сама’ уль-маута» и др.
[404] «аль-Каукаб уд-Дуррий» с. 319.
[405] «аль-Мадарик» 3/20.
[406] «Шарх уль-Макасид» 5/116.
[407] «Рух уль-Ма’ани» 22/182.
[408] Сказал имам Ибн Касир в тафсире этого аята: «Ученые разошлись во мнении, кем был этот проходящий» затем привел доводы на то, что им был пророк ‘Узейр, после чего сказал: «И это более известное мнение». А что касается того, что это было за селение, то имам Ибн Касир сказал: «И более распространенное мнение, что это был Иерусалим. ‘Узейр проходил по нему после того, как его разрушил Новохудоносор». («Тафир Ибн Касир» 1/437).
[409] «Джауахир уль-Куран» 1/127.
[410] «ат-Тибьян» с. 140.
[411] См. «ад-Да’ифа», 5225.
[412] «Шарх ‘Акыда Тахауия» с. 93.
[413] См. «аль-Мунтака» 1/69.
[414] См. «аль-Му’лим фи шарх Муслим» 17/206.
[415] См. «Шарх Зуркани ‘аля Муатта Малик» 1/63.
[416] См. «аль-Джами’ уль-Кабир».
[417] См. «аль-Ахуаль уль-Кубур».
[418] См. «аль-Бахр уз-Зажира».
[419] См. «аль-Мафатих фи хиллиль-Масабих».
[420] См. «Фатх уль-Бари» 3/182.
[421] См. «Файд уль-Кадир».
[422] «Сульх уль-Ихуан» с. 144.
[423] «Сульх уль-Ихуан» с. 142.
[424] «Шарх ‘Акыда ат-Тахауия» с. 20-21.
[425] Эти слова, и подобные им, можно найти в следующих книгах ханафитов: «Шарх Тахауия» Ибн Абиль-‘Изз с. 535-536; «Рух уль-Ма’ани» 6/128; «Сыянат уль-инсан» с. 212; «Такуият уль-Иман» с.31; «Рисалят ут-Таухид» с. 65-67; «Джаля уль-‘Айнейн» с. 502; «аль-Кауакиб уд-Дуррия» с. 58-59 и др.
[426] См. «Кашф уз-Зунун» 2/1706-1707.
[427] «Фатх уль-Мажид» с. 286.
[428] «Гаят уль-Амани» 1/215.
[429] «Мифтах уль-Джанна» с. 69-70.
[430] См. «Ихья уль-макбур» автора Ахмада аль-Гумари с. 29.
[431] «аль-Барахин» аль-Куза’и с. 375 и «Тауассуль би ннабий» Ибн Марзук с. 20.
[432] «аль-Барахин» аль-Куза’и с. 377 и «Тауассуль би ннабий» Ибн Марзук с. 21 и др.
[433] См. «Кашф уль-Иртияб» аль-‘Амили с. 105-106; «Кашф ун-Никаб» ан-Накауи с. 44-50; «аль-Хакаик уль-Ислямия» ибн Дауд с. 44 и др.
[434] См. «аш-Шифа ус-Сикам» ас-Субуки с. 175; «Кашф ун-Никаб» ан-Накауи с. 44-51; «Мафахим» Маликий с. 103-105 и др.
[435] «аль-Барахин» аль-Куза’и с. 377 и «Тауассуль би ннабий» Ибн Марзук с. 21 и др.
[436] См. «аль-Барахин» с. 392.
[437] «Курайшиты» - это название самого почетного племени арабов. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был одним из курайшитов и начал свой призыв с обращения к ним, так как курайшиты были на религии многобожия. Далее по тексту мы будем именовать многобожников времен пророка – курайшитами.
[438] «ас-Сыянат уль-Инсан» с. 164.
[439] В отличие от наших «лидеров» мусульман, которые призывают к хаджу к могилам.
[440] (Иснад сообщения достоверный; Ибн Аби Хатим в тафсире этого аята).
[441] (Иснад сообщения достоверный; Ибн Джарир; Са’ид ибн Мансур 5/411).
[442] Что касается доводов на то, что курайшиты поклонялись Аллаху, то их можно найти в следующих книгах ханафитских имамов: «Хужжату Ллахи аль-Балига» 1/124-127; «Фауз уль-Кабир» 14-15; «Булуг уль-Араб» 2/286-300; «Фатх уль-Маннан» с. 643 и др. Также этот вопрос был подробно разобран нами в аудиолекциях «Четыре правила» в конце второй и всей третьей лекциях.
[443] «ат-Тажрид» 29, 32.
[444] «Шарх Тахауия» с. 83.
[445] Название блюда, которое готовится из жира и фиников, если же к нему добавить ячмень, то получится хайс.
[446] См. «аль-Кашшаф» 2/275-276; «аль-Мадарик» 2/64; «Иршад уль-‘акль» 4/217; «Рух уль-Ма’ани» 2/82.
[447] См. «Та’рифат» аль-Джуржани» № 1476, с. 295.
[448] Один из поэтов джахилии племени Бану Тамим. Умер во 2-ом году до хиджры. (см. «Ши’р уа шшу’ара» Ибн Кутайба 84-87, а также «аль-А’лям» Зуркали 2/31).
[449] Диуан Ауса ибн Хаджара стих 36.
[450] «Шарх ‘Акыда ат-Тахауия» с. 20-21.
[451] «Тафсир Ибн Касир» 1/99.
[452] Предыдущий источник.
[453] «Фатх уль-Маннан» 447-448, 452.
[454] Сказал Ибн уль-Кайим: «Тот, кто познает Аллаха посредством Его Имен, Атрибутов и Действий – тот полюбит его без сомнения» («аль-Джауаб уль-Кафи» с. 99).
[455] См. «Тануир уль-Азхан» 1/144; «Мажд уль-‘улюм» Самарканди 1/306.
[456] «Джауахир уль-Куран» 1/29.
[457] См. «Ахкам уль-Куран» аль-Джассас 3/478.
[458] (Хадис достоверный; Ибн Аби Шейба 14/300; Ибн Хузейма 1/82; Ибн Хиббан 6562; Даракутни 3/44 и др.).
[459] Доказательства этого мы приводили в прошлых разделах.
[460] Потому что принятие Ислама стирает прошлые грехи человека.
[461] Все это ясно и однозначно выражено в книгах ханафитов. Смотри для примера «аль-Макасид» вместе с его шархом Тафтазани 2/268; «ан-Нибрас» Фарьяхари с. 572; «Шарх уш-Шифа» Хуфаджи 4/509; «аль-Фатауа аль-‘Азизия» 1/156; «Радд уль-Мухтар» Шами 1/377; «Минах уль-Азхар» Кари с. 241-242; «Мажму’ уль-Фатауа» Люкнауи 2/45 и др.
[462] Смотри для примера «аз-Зауажир» Хайтами 1/29; «аль-‘Ильм уш-Шамих» аль-Мукбилий 221-222; «Джаля уль-‘айнейн» с. 450-451; «Гаят уль-Амани» 1/253-254, 297.
[463] Смотри для примера «Хулясат уль-Фатауа» 4/379-390 автор Тахир ибн Ахмад аль-Бухари; «аль-Фатауа аль-Хания» 3/571-580 автор Хасан ибн Мансур уль-Фергани; «Джами’ уль-Уажиз» 6/315-350 автор Ибн Баззаз уль-Курди; «аль-Бахр ур-Раик» 5/119-125.
[464] Что касается ханафитов, то разъяснение этого правила можно найти в «Фатх уль-Маннан» с. 481.
[465] Хороший разбор этого вопроса можно найти у ханафитского имама Уалиуллах ад-Дахляуи в «Будур уль-Базига» с. 169. Также у Финжифири имеется прекрасный анализ, в котором он разъясняет то, как могилопоклонники изменили религию Аллаха, изменив значения многих терминов и поменяв их названия. См. «Усуль ус-Сунна» с. 138.
[466] См. «Мухтар ус-Сихах» с. 9; «Тадж уль-‘Арус» 9/375; «Миат масаиль» с. 15;
[467] «Зиярат уль-Кубур» с. 45.
[468] «Мадариж ус-Саликин» 1/343.