Реформация в Швейцарии

Цвингли и Кальвин всегда заявляли, что порвали отношения с Римом совершенно независимо от Лютера. Они с самого начала выступали как организаторы новых христианских сообществ (Лютер отказывался от участия в церковно-организационной деятельности) Цвингли провел свою реформацию в Цюрихе при содействии городских властей (1520-1525). Таки образом, церковь и государство соединились в одном обществе, которое, в соответствии с лучшими гуманистическими принципами эпохи, позволяло человеку раскрыть свои дарования через жизнь, исполненную религиозного и нравственного совершенства. Цвингли погиб в локальном конфликте между Цюрихом и несколькими другими кантонами (кантон - это основная единица административного деления в Швейцарии), которые предпочли прежнюю религию и воспротивились попыткам Цюриха экспортировать цвинглианство.

Подобно Цвингли, в Женеве, Жан Кальвин, выходец из Франции, тоже стремился слить церковь и государство в единое политико-религиозное общество. Ибо пока царство Христово и мирской порядок разделены, государство должно взять под свою защиту проповедь слова Божьего, чтобы, как писал Кальвин, «идолопоклонство, поругание имени Божьего, хула на Божью истину и прочие нечестия в делах веры не могли проявляться открыто». Многочисленными изданиями своего главного труда «Наставления в христианской вере», проповедями, богословскими комментариями и письмами, а также пользуясь своим прямым влиянием на городской совет Женевы, Кальвин пытался создать подробные интеллектуальные и практические основы подлинного христианского сообщества. Но, в отличие от оптимистического христианского гуманизма Цвингли, учение Кальвина исходило из изначальной греховности человека перед лицом устрашающего Божьего могущества. Ангелы, святые, все посредники и прочие звенья классической великой цепи бытия исчезли в этом грозном противостоянии человека и Бога, оставив человеку надежду только на искупительную жертву Христа, «ибо все, что остается в людях несовершенным, заслоняется чистотой Христовой и поэтому не обращается против них». В подобной ситуации личные усилия человека не имеют значения. Как считал и Лютер, каждый человек изначально предопределен Богом к спасению или погибели. Вместе с тем предопределенность отнюдь не приводила к пассивности; напротив, она воспринималась как призыв сражаться за торжество дела Божьего как в себе самом, так и в мире.

Так Кальвин разработал строгое и действенное религиозное учение, которое имело все возможности стать подлинно революционным и фактически стало таким, несмотря на политический консерватизм самого Кальвина. Его распространяли в Западной Европе и донесли вплоть до Польши многочисленные проповедники, подготовленные в его теологической школе, Коллегии пасторов, которую Кальвин учредил в Женеве. Кальвинизм привлекал образованных людей как последовательная система убеждений, которая сочетала отчасти утопические надежды с твердой уверенностью в конечном успехе и превозносила пуританский аскетизм как признак избранников Божьих, не отрицая основополагающих принципов традиционной структуры общества. И просвещенным, и необразованным людям учение Кальвина проясняло их личные страхи перед гневом Божьим и обнадеживало ощущением принадлежности к избранным.

Кальвинизм также отличался нетерпимостью. Подобно почти всем религиозным лидерам эпохи, Кальвин был абсолютно убежден в собственной правоте, неправоте оппонентов и необходимости препятствовать распространению их пагубных учений. Чтобы четко обозначить эту позицию, он вынудил власти Женевы осудить и предать костру выдающегося испанского медика и теолога Мигеля Сервета за его еретические суждения о Троице. Процесс над Серветом оказался потрясением для протестантских кругов Европы: впервые прозвучали голоса, осуждающие преследования по религиозным мотивам и требующие соблюдения хотя бы минимального уровня религиозной терпимости.

Реформация во Франции.


Говоря о Французской реформации, мы говорим о кальвинисткой реформации. Приверженцев кальвинизма во Франции называли гугенотами. В отличие от многих других стран Европы, они не занимали строго определённой географически территории; очаги кальвинизма были рассеяны по всей территории страны. Это обусловливало особенно ожесточённый, братоубийственный характер Религиозных войн во Франции.


Ситуация с Реформацией во Франции в некотором отношении напоминала немецкую, хотя центральная власть была сильнее, тем не менее некоторые провинции пользовались правами значительной автономии, особенно на юге, так что на юге и Французской Наварре протестантское движение было изначально сильным. Кроме того, аристократия также постоянно стремилась интриговать и ослаблять монархию. Религиозные вопросы перемешивались с политическими устремлениями. Правящие династии, сначала Валуа от Франциска I до Генриха III, а затем Бурбоны, начиная с Генриха IV, стремились упрочить стабильность страны и трона, сглаживая религиозную вражду либо посредством изгнания меньшинств, либо веротерпимостью.

Во Франции почва для реформ была подготовлена лучше, чем в Германии, благодаря деятельности либеральных католиков. Король Франциск I и его сестра Маргарита Ангулемская нередко вмешивались, спасая гуманистов-реформаторов от козней мракобесов, а дочь Маргариты, Жанна д’Альбре, королева Наварры, страны, находившейся в вассальном подчинении Франции, в своих владениях предоставляла убежище преследуемым, хотя сама стала гугеноткой только в 1560 году.

Непосредственно гугенотские войны велись во Франции с 1560 до 1593 годов. Окончательное объединение государства под властью Генриха IV произошло в 1598. Тогда же был издан знаменитый Нантский эдикт, провозглашающий свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам. Однако после смерти Генриха их возобновит кардинал Ришелье.

Религиозные войны можно разделить на 9 этапов. Первый из них, Амбуазский заговор (1560-1563) был жестоко подавлен Гизами. 8 марта 1560 года был провозглашен Мартовский эдикт, выступающий как уступка гугенотам, для предотвращения войны. Однако, он был отменен почти сразу же после издания, а заговорщики потерпели тяжкое поражение. После долгого ряда кровопролитных противостояний в марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи подписали Амбуазски мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.

Вторая война (1567-1568). Вторая война началась с того, что Гизы, не удовлетворённые уступками гугенотам, стали подготавливать международный альянс католических держав. В сентябре 1567 года принц Конде возобновил свой план похищения короля, на этот раз Карла IX, из Мо. Одновременно открыто объявили себя гугенотами жители Ла-Рошели и ряда других городов, а в Ниме произошла резня католических священников. В ноябре в битве при Сен-Дени сложил голову коннетабль Монморанси. Королевская казна была пуста, командовать армией было некому, что заставило короля пойти на мир в Лонжюмо (март 1568), который не решил ни одного вопроса и служил лишь отсрочкой крупномасштабных боевых действий.

Третья Война (1568-1570). Вооружённое противостояние возобновилось с наступлением осени, когда свобода вероисповедания была в очередной раз отменена, а на подмогу гугенотам прибыл отряд голландских протестантов во главе с Вильгельмом Оранским. Екатерина Медичи попыталась взять инициативу в свои руки и вернула ко двору Гизов, кальвинистских проповедников выдворяли из Франции, дело шло к аресту Конде и Колиньи. В марте 1569 года принц Конде был убит при Жарнаке, и адмирал Колиньи принял командование силами протестантов от имени юных принцев — Конде-младшего и Генриха Наваррского. Несмотря на поражение при Монконтуре, он сумел соединиться с графом Монтгомери и овладеть Тулузой. В августе 1570 года король подписал Сен-Жерменский мир с существенными уступками гугенотам. По условиям мира королю Наваррскому была обещана рука сестры короля, Маргариты.

Четвертая Война (1572-1573). За время после Сен-Жерменского мира Колиньи овладел доверием короля, что вызывало раздражение как королевы-матери, так и Гизов. Бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа обернулось страшной резнёй гугенотов на улицах Парижа и других городов, вошедшей в историю как Варфоломеевская ночь. Среди жертв насилия был и Колиньи. Попытки выбить гугенотов из Сансера и Ла-Рошели, впрочем, закончились безрезультатно. В 1573 году был издан эдикт, подтвердивший право гугенотов на отправление протестантских обрядов в Ла-Рошели, Монтобане и Ниме.

Пятая Война (1574-1576). Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III, который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской. Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн, южными провинциями самоуправно заведовал Анри де Монморанси. В целях стабилизации ситуации король одобрил Монсьёрский мир 1576 года, даровавший гугенотам свободу вероисповедания за пределами Парижа.

Шестая Война (1576 – 1577). Затишье было крайне непродолжительным и было использовано Гизами для сплочения «правоверных» под знаменем Католической лиги. Генеральные штаты в Блуа не смогли разрешить накопившихся противоречий. Под давлением лиги Генрих III по Бержеракскому договору 1577 года отказался от уступок, сделанных гугенотам годом ранее.

Седьмая Война (1579 – 1580). Ключевой фигурой седьмой войны был брат короля, Франсуа Анжуйский, который при поддержке Вильгельма Оранского провозгласил себя графом Фландрии и герцогом Брабанта и вмешался в восстание голландских протестантов против испанской короны на стороне первых. Между тем молодой принц Конде завладел Ла-Фером в Пикардии. Боевые действия официально завершил мир во Флё (1580).

Восьмая Война «Война Трех Генрихов» (1584-1589). Смерть герцога Анжуйского и бездетность Генриха III сделали наследником французского престола отлучённого папой от церкви главу гугенотов — Генриха Наваррского. Поскольку он не собирался менять веру, Генрих Гиз при поддержке Католической лиги и Екатерины Медичи стал готовить почву к переходу престола в собственные руки. Это привело к его разрыву с королём, который намеревался любой ценой сохранить корону в руках потомков Капета. Развернулась война трёх Генрихов — короля, Бурбона и Гиза. При Кутра погиб королевский главнокомандующий Анн де Жуайез. В мае 1588 года («день баррикад») парижане восстали против нерешительного короля, который вынужден был бежать из столицы. Екатерина Медичи достигла с лигой компромисса о передаче престола последнему католику среди Бурбонов — кардиналу де Бурбону, заточённому королём в Блуаском замке. После того, как Гизы организовали вторжение в Салуццо войск герцога Савойского, в конце 1588 года и начале 1589 по Франции прокатилась волна наёмных убийств, жертвами которой стали основные действующие лица — Генрих Гиз и его младший брат, Людовик Лотарингский, кардинал де Гиз, Екатерина Медичи и король Генрих III. Престарелый кардинал де Бурбон, в котором лига видела нового короля Карла X, также умер, отказавшись от престола в пользу Генриха Наваррского.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: