Органы раскрытия и расследования преступлений

1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

a. Оперативно розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и не гласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами ОРД являются:

i. Предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершивших

ii. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших

iii. Добывание информации о событиях или действиях или бездействий, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

iv. Установление имущества, подлежащего конфискации.

b. Ст. 13 ФЗ «ОРД» определенны соответствующие органы, которые осуществляют оперативно розыскную деятельность, а это:

i. Оперативное подразделение органов внутренних дел

ii. Органы федеральной службы безопасности

iii. Федеральных органов государственной охраны

iv. Таможенных органов РФ

v. Службы внешней разведки России

vi. Федеральные службы исполнения наказания

vii. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

c. Оперативное подразделение органов внешней разведки министерства обороны проводит оперативно розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности этого органа внешней разведки и в том случае, если это не затрагивает компетенцию иных органов ОРД. Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

d. Органы, осуществляющие ОРД, имеют право на проведение следующих оперативно розыскных мероприятий:

i. Опрос

ii. Наведение справок

iii. Сбор образцов для сравнительного исследования

iv. Проверочная закупка

v. Исследование предметов и документов

vi. Наблюдение (Наружное наблюдение)

vii. Отожествление личности

viii. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств

ix. Контроль почтовых отравлений, телеграфных и иных сообщений

x. Прослушивание телефонных переговоров

xi. Снятие информации с технических каналов связи

xii. Оперативное внедрение (Ташнарапов в банду Горбуна)

xiii. Контролируемая поставка

xiv. Оперативный эксперимент

e. Перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только федеральным законом

f. Оперативно ОРМ связанны с контролем почтовых отравлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров с подключением к аппаратуре предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, а также физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи проводится с использованием оперативно-технических сил органа федеральной службы безопасности.

g. ОРМ, связанные с ограничением конституционных прав граждан проводятся только на основании судебного акта (ст. 23 К. РФ). При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в случае и в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могу использоваться информационные системы, видео и аудио запись, кино и фото сьемка, а также иные технические средства, не наносящие вреда жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Законные требования органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения теми субъектами, к которым они предъявлены. Контроль за законностью ОРД осуществляют высшие органы государственной власти и уполномоченные ими субъекты в пределах полномочий, определенных законодательством РФ. А прокурорский надзор осуществляет Генеральный прокурор РФ, и уполномоченный им прокуроры (в прокуратурах городов и районах только прокурор и его заместитель

2. Органы дознания

a. В соответствии с п. 24 ст. 4 УПК органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Согласно ст. 40 УПК, органами дознания являются:

i. Органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные управление (отделы и отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. (ФСБ, ФТС, ФСКН)

ii. Органы федеральной службы судебных приставов

iii. Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

iv. Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы

b. К полномочиям органов дознания относятся:

i. Осуществление предварительного расследования преступлений в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (до 5 лет лишения свободы). После возбуждения уголовного дела органом дознания проводится предусмотренным законом следственные действия (допросы, обыски, экспертизы, осмотр места происшествия) в целях раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление. Срок проведения тридцать суток со дня возбуждения уголовного дела, но продляется еще на 30 суток прокурором, а в случаях, предусмотренных законом, до 6 или 12 месяцев. По окончанию расследования составляется обвинительный акт, утверждаемый прокурором и все материалы дела передаются им же в суд. Это первая форма дознания.

ii. Выполнение неотложных следственных действий по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования. После производства этих действий и не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело к руководителю соответствующего следственного органа. После направления дела к руководителю этого органа, орган дознания может проводить по нему следствие только по поручение следователя. Кроме этого возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия могут также:

1. Капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании по делам о преступлениях, совершенных на этих судах.

2. Руководители геологических партий и зимовок, удаленных от мест дислокации органов дознания по делам о преступлениях, совершенных в местах нахождения партий и зимовок

3. Главы дипломатических представительств и консульских учреждений по делам о преступлениях, совершенных пределах территорий представительств и консульств. Эти должностные лица должны передать прокурору все материалы возбужденного уголовного дела при первой же возможности.

c. Руководством дознания осуществляет начальник органов дознания, а также его заместитель, который уполномочены давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действиях и осуществлять иные полномочия. Имеется также фигура начальника подразделения дознания (лицо, возглавляющее специализированное подразделение, которое осуществляет дознание). Оно имеет право поручать дознавателю проверку сообщений о преступлении, принятия по нему решения, выполнения различных действий, а также возбудить уголовное дело, принять его к производству и произвести дознание в полном объеме. Дознаватель в праве самостоятельно проводить различные действия и принимать по ним решения самостоятельно, за исключением случаев, когда требуется судебное решение по орг. конституционных прав граждан, согласие прокурора или начальника органов дознания.

3. Органы предварительного следствия

a. Предварительное следствие представляет собой форму предварительного расследования, которое производится следователем по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в виде всестороннего исследования всех обстоятельств дела и последующей передачи дела через прокурора в суд для наказания виновных лиц. В соответствии со статьей 151 УПК предварительное следствие производится следователями следственного комитета РФ:

i. По делам о наиболее тяжких преступлениях (убийство, доведение до самоубийства, похищение человека, бандитизм), а также все преступления, совершенные судьями, прокурорами, адвокатами, и иными специализированными субъектами

ii. О преступлениях, совершенных должностными лицами следственного комитета, органов ФСБ, службой внешней разведки, федеральной службы охраны, органа внутренних дел, федерально службы исполнения наказания, органов наркоконтроля., таможенных органов, военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала, вооруженных сил РФ и других войск и воинских формирований, связанных с исполнениями ими служебных обязанностей или на территории части, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц, связи с их служебной деятельностью.

iii. По делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Следователи федеральной службы безопасности

По делам по преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства (это теракт, организация незаконных вооруженных формирований, участие в них, государственная измена, шпионаж, разглашение гос. тайны)

Следователи органов внутренних дел:

По делам по преступлениям против здоровья граждан, половой неприкосновенности, собственности, общественной безопасности, порядка, некоторые другие (причинение среднего, тяжкого вреда здоровью, неоказанию помощи больному, кража, мошенничество)

Следователи ФСКМ

По делам по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии со ст. 38 УПК следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Независимо от принадлежности к тому или иному ведомству следователи обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Они имеют право возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству, производить необходимое процессуальное, в том числе следственное действие. Некоторые следственные действия следователь имеет право производить только по решению суда или при согласии руководителя следственного органа. Они имеют право давать органу дознания поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве отдельных следственных действий. Для собирания и проверки доказательств следователь проводит следственные действия, так то допросы, осмотры, выемки, очные ставки, назначает экспертизы и т.д. При производстве по уголовному делу задачами следователя являются доказывание события преступления, виновности лица в совершении преступления, мотивов преступления и иных факторов, необходимых для правильного разрешения дела судом. Срок проведения следствия не более двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Он может быть продлен руководителем следственного органа по району или городу до трех месяцев, а по субъекту федерации до 12 месяцев. Дальнейшее продление допускается только председателем следственного комитета РФ, руководителями следственных органов, иных ведомств или их заместителями. По окончанию расследования следователь составляет обвинительное заключение, которое утверждается прокурором, который направляет дело в суд.

Следственный комитет РФ. Он образован на базе следственного комитета при прокуратуре РФ. Его организация и деятельность регламентируется федеральным законом № 403 «О следственном комитете РФ». В соответствии с ним следственный комитет является федеральным органом, который осуществляет свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Подразделения следственного комитета осуществляют свои полномочия на основании федеральных законов и нормативных актов президента РФ, который и осуществляет руководство деятельностью следственного комитета: утверждает положения о нем, устанавливает штатную численность, в том числе и военных следственных органов. Основными задачами СК являются:

1. Оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с их подсудностью, однако следователи СК имеют право на расследование всех других уголовных дел, которые им переданы в соответствии с законом.

2. Обеспечение законности при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях, возбуждение уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Осуществление процессуального контроля деятельности органов СК и их должностных лиц

4. Организация и осуществление выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления и т.д.

Полномочия следственного комитета и организация его деятельности определяются законом о СК, иными федеральным законами, положением СК, иными нормативными актами.

В следственных органах следственного комитета рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие данные о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия или бездействия на решения руководителей следственных органов следственного комитета и следователей СК.

Законом установлена структура следственного комитета.

1. Высшее звено – центральный аппарат, в котором создаются подразделения, в том числе по федеральным округам (главное следственное управление, главное упрвавление процессуального контроля, главное управление криминалистики и т.д.) Созданы также ГСУ по Северо-Кавзацкому и Южным федеральным округам и следственные управления по другим федеральным округам, а также военные следственные управления.

2. Среднее звено – ГСУ + СУ по субъектам РФ, а также приравненные к ним следственные подразделения (специализированные, в частности – на транспорте)

3. Низшее звено – отделы и управления по районам и городам, и приравненные к ним специализированные, в том числе военные, следственные подразделения. В СК создаются научные и образовательные учреждения, в том числе научный институт криминалистики.

Следственный комитет, главное военное следственное управление ГСУ следственного управления по субъектам РФ являются юридическими лицами. Все подразделения следственного комитета имеют печать с изображением герба РФ и полным наименованием. Следственный комитет возглавляет председатель СК, который назначается на должность и освобождается от нее президентом РФ. Председатель СК имеет заместителей, которые назначаются на должность президентом РФ по представлению председателя. Все акты СК дублируют законы о прокуратуре. Служба в СК РФ является федеральной государственной службой, а сотрудники являются федеральными государственными служащими, за исключением военнослужащих, которые проходят службу в военных следственных подразделениях. Сотрудниками СК могут быть граждане РФ, имеющее высшее юридическое образование, полученное гос. аккредитацию гос. учреждением высшего профессионального образования и обладающий необходимыми моральными качествами и способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них судебные обязанности. На должности следователей следственных отделов по районам и городам и приравненных подразделений в исключительных случаях могут быть назначены граждане, обучающиеся в вышеуказанных учебных заведениях и закончивших их 3 курс. На должности руководителей следственных подразделений по районам и городам и приравненных к ним могут быть назначены лица, не моложе 25 лет и имеющие стаж работы по юридической специальности не менее трех лет в органах следственного комитета и иных следственных органах прокуратуры и суда. Назначение производится на срок не более 5 лет, а пребывание в должности не допускается более 2 сроков подряд. На должности руководителей следственных подразделений по субъектам федерации и приравнённым могут назначаться лица не моложе 30 лет при вышеуказанным стаже не менее 5 лет. Назначение производится на срок не более 5 лет двух раз подряд.

Министерство юстиции – это орган федеральной исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Деятельность минюста регламентируется положением о министерстве от 13 октября №13 13 2004 года. Министерство юстиции относится к правоохранительным органам и все его задачи с деятельностью направленные на укрепление законности и правопорядка. Руководство деятельностью минюста осуществляет президент РФ. Существует несколько направлений деятельности минюста:

1. В государственно-правовой сфере

a. Обеспечение исполнения конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов президента и правительства.

b. Внесение проектов нормативных актов президенту и правительству РФ

c. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов и дача заключений о целесообразности разработки законопроектов.

d. Подготовка мониторинга правоприменения в целях выполнения актов конституционного суда и постановлений европейского суд по правам человека

e. Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов, вносимых президенту и правительству РФ

f. Ведение государственного реестра нормативных правовых актов, федеральных органов исполнительной власти, а также органа власти субъекта РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: