Этика коммуникаций и деловой этикет

Оглавление Cоциологическое сопр... Методолгоия и методи... Иностранный (немецки... Организация и провед... Социология труда и э... SPSS Программное обеспече... Качественные методы... Cоциальное проектиро... имиджелогия Социология религии Социология управлени... Теория и практика со... Философия и практика... Cоциальное проектиро... Cоциология образован... Социология конфликта Социология коммуника... Социология города Социальные системы и... Социальная статистик... Социология электора... Связи с общественнос... Русский язык и куль... Рекламоведение Управление проектами Методика и методолог... Социальное прогнозир... Социология молодежи Политическая социоло... Современные политиче... Общая теория социоло... Отечественная истори... Основы менеджмента Массовые коммуникаци... Культурология История отечественно... Информационный менед... Имеджелогия История западной соц... Этика коммуникаций и... Геронтосоциология Гендерная социология Введение в специальн... Социология духовной... Риторика Тематическое содержание курса Тема 1. Сущность и специфика общения (сем.- 2 ч.) 1. Философский, психологический и социологический аспекты анализа общения. 2. Общение как игра. Многообразие форм и видов общения. 3. Ритуализация и виртуализация форм общения в современном обществе. Литература. 1. Зиммель Г. Общение, или пример чистой или формальной социологии // Социс. 1984. N 2. С. 170-182. 2. Иванов Д.В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. Т.1. N1. - С. 14-25 3. Психология и этика делового общения. М., 1997. С. 14-34. 4. Кржижановская Ю.С. Грамматика общения. Л., 1990. С. 50-67. Тема 2. Этические принципы в коммуникации современного общества (лек.-2 ч.) Нравственные аспекты общения. Этические факторы в современной экономике. Профессиональная этика. Этический кодекс современного делового человека. Литература. 1. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. М.: ЭНН, 1996. 2. Бондырева Т.Н. Секретарское дело. М., Высшая школа, 1987 3. Браим М.Н. Этика делового общения. Минск, 1996 4. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991. Тема 3. Общие представления об этикете (лек. -2 ч.). Принципы обучения этикету в различных типах обществ. Этикет и ценностная система общества. Этикет и межличностное общение. Этикет как знаковая система. Виды и компоненты этикета. Основные функции этикета. Литература. 1. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., 2001. 2. Психология и этика делового общения. М., 1997 3. Соловьев Э.Я. Этикет. М.: ИВФ Антал, 1996 4. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. Симферополь, 1996. 5. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995. 6. Честара Дж. Деловой этикет. М., 1999. 7. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. М., 1998. Тема 4. История этикета (лек. -2 ч.). Этикет и правила поведения на Древнем Востоке, в Древней Греции и Древнем Риме. Этикет феодальных обществ Европы. Этикет Нового времени. Этикет ХIХ века. История этикета в России. Специфика современного этикета. Литература. 1. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. / Сб. советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. С-П, 1889 2. Соловьев Э.Я. Этикет. М.: ИВФ Антал, 1996 3. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996. Тема 5. Деловой этикет: понятие и принципы (лек. -2 ч.). Этикет в культуре делового общения. Значение этикета в деловых контактах. Принципы современного делового этикета. Основные компоненты и разделы делового этикета. Литература. 1. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., 2001. 2. Психология и этика делового общения. М., 1997 3. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. Симферополь, 1996. 4. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995. 5. Честара Дж. Деловой этикет. М., 1999. 6. Ягер Дж. Деловой этикет. М., 1994 Тема 6. Особенности делового общения (лек. -2 ч.). Специфика делового общения по отношению к другим видам общения: межличностному, социально-ролевому и т.д. Виды делового общения. Психологические аспекты делового общения. Внешние и внутренние барьеры непонимания в общении и их преодоление. Внимание к собеседнику. Эффект первого впечатления. Факторы, влияющие на эффективность общения. Литература. 1. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995. 2. Честара Дж. Деловой этикет. М., 1999. 3. Ягер Дж. Деловой этикет. М., 1994 4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 1998. 5. Психология и этика делового общения. М., 1997 6. Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 1996. Тема 7. Вербальные компоненты делового общения (лек. -4 ч.). Роль вербального компонента в деловом общении. Необходимые компоненты информационной стороны соообщения. Потеря информации при общении. Культура речи и ее основные составляющие. Каналы речевого воздействия. Паралингвистика и экстралингвистика. Умение слушать собеседника: рефлексивное и нерефлексивное слушание. Основные правила и специфика общения по телефону. Литература. 1. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1991. 2. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991. 3. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1990. 4. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.,1990 5. Кузин А.Ф. Делайте бизнес красиво. М., 1995. 6. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. М., 1991. 7. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., 2001. 8. Психология и этика делового общения. М., 1997. 9. Меньшикова А.Н. Управление собеседником по телефону // Управление персоналом. 2000. N.1. С. 56-59. Тема 8. Невербальное общение (лек. -2 ч., сем. - 2 ч.). Особенности неречевого общения. 'Алфавит' неречевых реакций человека. Основные концепции природы жестов: биолого-рефлекторная, социально-статусная, социокультурная. Многообразие форм неречевого поведения. Основы проксемики, такесики, кинесики. Характеристика основных зон межличностного общения: интимной, личной, социальной, публичной). Важность понимания жестов собеседника и контроля над жестами в деловом общении. Вопросы к семинару: 1. Лицо как главный источник психологической информации. Основы фоносемантики (Упражнение-тренинг). 2. Язык взгляда. Умение контролировать взгляд (упражнение). 3. Влияние статусных, этнонациональных и гендерных факторов на характер невербального общения. 4. Характеристика основных групп популярных жестов и их специфика в деловом общении. Литература. 1. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1997. 2. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.,1990 3. Кузин А.Ф. Делайте бизнес красиво. М., 1995. 4. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. М., 1991. 5. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., 2001. 6. Психология и этика делового общения. М., 1997. 7. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб, 2000. Тема 9. Национальные особенности делового общения (сем. 2 ч.). Социокультурные аспекты делового общения. Влияние ценностей западных и восточных обществ на специфику делового поведения в этих обществах. Особенности делового поведения в странах Европы, Америки, Азии. Литература. 1. Байбурин А. Этика и этикет народов Востока //Азия и Африка сегодня. - 1986. - N 6. 2. Головнин В. Азбука делового этикета //Эхо планеты. - 1991. - N 46 - 47. 3. Максимов А. Бизнес и "китайские церемонии" //Азия и Африка сегодня. - 1991. - N 10. 4. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996. - С. 75-87. Тема 10. Деловая беседа (лек.- 2 ч.). Деловая беседа как наиболее популярный и универсальный вид делового общения. Виды деловых бесед. Основные этапы деловой беседы. Методы психологического воздействия: убеждение, внушение, принуждение. Психологические уловки-манипулации и их нейтрализация. Умение задавать вопросы. Виды вопросов. Факторы, влияющие на эффективность деловой беседы. Литература. 1. Айсмонтас Б.Б. Психология общения. М., 1996. С. 67-78. 2. Аксельрод А. 2001 способ сказать 'нет' изящно и веско. М., 1997. 3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996. 4. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997 5. Панасюк П. Как победить в споре. М., 1998. Тема 11. Групповые формы делового общения (лек.-2 ч.). Собрания и совещания как наиболее распространенные формы группового общения. Виды совещаний. Дискуссия как основной элемент собраний и совещаний. Организация деловых совещаний. Переговоры и их виды. Факторы, влияющие на эффективность переговорного процесса. Литература. 1. Холопова Т.И., Лебедева М.М., Протокол и этикет для деловых людей. М.: Информ-М, 1995 2. Честара Дж. Деловой этикет. М., 1999 3. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. Дубна, 2000. С.70-99. 4. Волгин Б. Деловые совещания. - М., 1991. 5. Справочное пособие для успешного делового общения. - С. -Петербург, 1996. 6. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996. 7. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М., 1994. Тема 12. Этикетная атрибутика (сем. -2 ч.). Основные виды этикетной атрибутики. Деловой костюм: традиции и новации. Визитные карточки и их роль в деловых контактах. Правила оформления и виды визиток. Подарки и правила их дарения и получения. Литература. 1. Холопова Т.И., Лебедева М.М., Протокол и этикет для деловых людей. М.: Информ-М, 1995 2. Честара Дж. Деловой этикет. М.: Гранд, 1999 3. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. М.: Гном-пресс, 1998 4. Школа этикета: Поучения на всякий случай/ сост Л.С. Лихачева - Екатеринбург: Средне-Урал. кн. изд-во, 1997 Тема 13.Правила подготовки и проведения публичного выступления (лек. 2 ч.). Виды подготовки публичного выступления. Специфика публичного выступления. Виды речей по их цели: информационная, агитационная, развлекательная - и основные особенности каждого из этих видов. План информационной и агитационной речей. Язык публичного выступления. Внешний вид и невербальные аспекты поведения оратора. Литература. 1. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М. 1990. 2. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1990. 3. Холопова Т.И., Лебедева М.М., Протокол и этикет для деловых людей. М.: Информ-М, 1995 Тема 14. Основные принципы делопроизводства (лек.-2 ч.). Документы. Виды документов. Требования к документам. Составление и оформление некоторых служебных документов, документов личного характера. Классификация и унификация документов. Деловое письмо, его основные реквизиты и правила написания. Виды деловых писем. Литература. 1. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. Оформление документов по новому стандарту (ГОСТ Р 6.30-97) / Практическое пособие. М., ПРИОР, 1998 2. Кирсанова М.В. Современное делопроизводство. М.-Новосибирск, 2000 Тема 15. Виды деловых приемов. Этикет в культуре застолья (лек. -2 ч.). Роль приемов в развитии деловых контактов. Виды деловых приемов: 'бокал шампанского', 'завтрак', 'обед', 'ужин', 'а ля фуршет', 'коктейль', 'кофейный или чайный стол'. Основные особенности каждого вида приемов. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Темы рефератов 1. Этикет трудоустройства 2. Этикет телефонных переговоров 3. Мужской деловой костюм 4. Женский деловой костюм 5. Этикет в 'Интернете': нетикет 6. Визитные карточки и правила их оформления 7. Этикет в культуре застолья 8. Элементы корпоративной культуры 9. Искусство комплимента 10. Проблемы профессиональной этики 11. Искусство делать подарки 12. Конфликты в деловом общении 13. Стили и примы профессионального слушания. 14. Искусство конструктивной критики Основная литература 1. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. М.: ЭНН, 1996 2. Бондырева Т.Н. Секретарское дело. М., Высшая школа, 1987 3. Браим М.Н. Этика делового общения. Минск, 1996 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Секреты хорошей речи - М.: Межд. отнош., 1993 5. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1991. 6. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М.:Изд-во полит. лит-ры, 1991 7. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Центр "Русская тройка", "Комета", 1990 8. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Центр "Русская тройка", "Комета", 1990 9. Кирсанова М.В. Современное делопроизводство. М.-Новосибирск, 2000 10. Кузин А.Ф. Делайте бизнес красиво. М.: Инфра-М, 1995 11. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. М.: Экономика, 1991 12. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., 2001. 13. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997 14. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб, 2000. 15. Соловьев Э.Я. Этикет. М.: ИВФ Антал, 1996 16. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. Симферополь, 1996. 17. Холопова Т.И., Лебедева М.М., Протокол и этикет для деловых людей. М.: Информ-М, 1995 18. Честара Дж. Деловой этикет. М.: Гранд, 1999 19. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. М.: Гном-пресс, 1998 20. Школа этикета: Поучения на всякий случай/ сост Л.С. Лихачева - Екатеринбург: Средне-Урал. кн. изд-во, 1997 21. Ягер Дж. Деловой этикет. М., 1994 Дополнительная литература 1. Бондырева Т.Н. Секретарское дело. М., 1987. 2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Секреты хорошей речи - М., 1993. 3. Домникова М., Привалова Е. Секретарь - успешная карьера. М., 1997. 4. Домострой. М., 1990. 5. Жизнь в свете, дома и при дворе. Спб, 1890. 6. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991 7. Карнеги Дейл. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.,1990 8. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993 9. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. / Сб. советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. С-Пб, 1889 10. Соловьев Э.Я. Этикет. М., 1996 11. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. Оформление документов по новому стандарту (ГОСТ Р 6.30-97) / Практическое пособие. М., 1998 12. Холопова Т.И., Лебедева М.М., Протокол и этикет для деловых людей. М.: Информ-М, 1995 13. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. М., 1998 14. Школа этикета: Поучения на всякий случай/ сост Л.С. Лихачева - Екатеринбург, 1997 Вопросы к зачету для студентов 1. Нравственные аспекты общения. 2. Этический кодекс современного делового человека. 3. Понятие этикета. Виды и компоненты этикета. Основные функции этикета. 4. Основные этапы истории этикета. 5. Этикет в культуре делового общения. 6. Роль вербального компонента в деловом общении. 7. Культура речи и ее основные составляющие. Каналы речевого воздействия. 8. Паралингвистика и экстралингвистика. 9. Умение слушать собеседника: рефлексивное и нерефлексивное слушание. 10. Основные правила и специфика общения по телефону. 11. Особенности неречевого общения. 12. Национальные особенности делового общения. 13. Основные принципы ведения деловой беседы. 14. Виды подготовки публичного выступления. 15. Информационная речь. План информационной речи. 16. Агитационная речь. План и основные виды аргументов агитационной речи. 17. Документы, их виды. Правила составления делового письма.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: