Когда пациент впервые заявляет о трудности или когда ее наличие проявляется в ходе сессии, терапевт определяет, заслуживает ли она внимания и вмешательства. Например, Салли вынесла на повестку дня новую проблему: бизнес ее отца идет на убыль, что огорчает девушку. Терапевт задает Салли несколько вопросов, чтобы оценить, насколько полезно будет уделить существенную часть терапевтической сессии работе над этой проблемой.
Терапевт: Значит, вы хотели рассказать что-то о своем отце и его бизнесе?
Пациент: Да. В последнее время у него не ладились дела, и сейчас, похоже, его фирме грозит банкротство.
Т: (Уточняет сведения.) Если этот кризис приведет к банкротству, как это повлияет на вас?
П: Я буду очень огорчена. Конечно, мне не придется голодать, но... он столько вложил в эту работу...
Т: (Определяет, присутствует ли искажение в мышлении пациентки.) Как вы думаете, что произойдет, если дело закончится банкротством?
П: Отец наверняка займется новым бизнесом. Он не тот человек, который может просто лежать на диване и ничего не делать.
|
|
Т: (Продолжает оценивать, не является ли мышление пациентки дисфункциональным.) Что в этом самое плохое для вас?
П: То, что папе будет очень сложно.
Т: Как вы чувствуете себя, когда думаете об этом?
П: Мне плохо... грустно...
Т: Насколько грустно?
П: На75%.
Т: (Проверяет, может ли пациентка представить себе продолжение ситуации.) Не кажется ли вам, что хотя вначале вашему отцу будет плохо, но временем его состояние изменится? Что он наверняка начнет новый бизнес и почувствует себя лучше?
П: Да, я думаю, что так оно и будет.
Т: Как вы думаете, нормальна ли ваша грусть в этой ситуации или она ком беспокоит вас?
346 Глава 16
П: Наверное, это нормальная реакция.
Т: (Уже определил, что дальнейшей работы эта проблема не требует.) Что-нибудь еще волнует вас в связи с этой ситуацией?
П: Нет.
Т: Жаль, что у вашего отца возникли такие проблемы. Держите меня в курсе, как будут развиваться события.
П: Хорошо.
Т: А сейчас я предлагаю перейти к следующему пункту нашей повестки дня.
В следующем примере терапевт выясняет, что озвученная пациентом проблема действительно требует терапевтического вмешательства.
Т: Салли, вы, кажется, хотели поговорить о своем жилье в следующем учебном году?
П: Да. Я так расстроена. Мы с соседкой по комнате решили жить вместе. Но она говорит, что ей надоел студенческий городок. Поэтому нам придется искать квартиру в Уэст-Филл или в пригороде. А поскольку соседка по комнате уезжает на весенние каникулы домой, этим придется заниматься мне.
Т: Вспомните, пожалуйста, когда вы были больше всего огорчены этой ситуацией?
|
|
(Предполагая, что дистресс пациентки мог возникнуть по многим другим причинам: растерянность, злость на подругу и т.д., терапевт задает Салли вопросы, чтобы выявить автоматические мысли и эмоции, сопутствующие болезненной для нее ситуации.)
П: Вчера, когда я согласилась искать жилье во время ее отсутствия... А потом поняла, что даже не знаю, с чего начать.
Т: Как вы себя чувствовали?
П: Подавленной... Мне было очень тревожно.
Т: О чем вы думали?
П: Я в полной растерянности. Я даже не знаю, с чего начать.
Т: (Стремится получить более полную картину; выясняет, не присутствуют ли у пациентки другие важные автоматические мысли.) А о чем еще вы думали?
П: Я думала: "С чего мне начать? Я никогда не занималась ничем подобным. Может быть, обратиться к агенту но недвижимости? Или просто купить газету с объявлениями?"
Составление плана лечения 347
Т: (Продолжает выяснять наличие других важных мыслей.) А что вы думали о своей подруге?
П: Ничего особенного... Она сказала, что поможет мне, когда вернется. И что я могу отложить поиски квартиры до ее возвращения.
Т: Вы делали какие-то предположения?
П: Не знаю...
Т: (Приводит противоположный ожидаемому пример.) Представляли ли вы, что легко найдете хорошее жилье по подходящей цене?
П: Нет... нет, я думала: "Что если я найду квартиру, а потом окажется, что она кишит тараканами? Или что район опасный? Или там очень шумно?"
Т: Вы представляли себе все это?
П: Да (вздрагивает). Я представляла темную, грязную, вонючую каморку.