И. п. – лежа на спине
1. Сгибание и разгибание здоровой ноги в голеностопном суставе. 10-12 раз.
2. Сгибание ног с помощью рук – до касания бедрами живота. 3-5 раз.
3. Переход в положение сидя с последующим наклоном туловища вперед – до касания руками пальцев ног. 3-4 раза.
4. Имитация езды на велосипеде.
И. п. – сидя на полу
5. Поворот и наклон туловища в сторону культи, с опорой на руки. 3-6 раз.
6. Поднимание культи и разгибание ее с помощью рук. 6-8 раз.
7. Отведение бедра оперированной ноги в тазобедренном суставе. 5-8 раз.
8. Приподнимание туловища с опорой на руки. 4-6 раз.
9. Поднимание ног вперед-вверх.
И. п. – лежа на животе
10. Сгибание ног в коленных суставах. 6—8 раз.
11. Попеременное разгибание ног в тазобедренных суставах. 4-6 раз.
12. Разгибание туловища, разводя руки в стороны (вперед). 4-6 раз.
И. п. – стоя (держась за спинку стула или кровати)
13. Приседания. 4-6 раз.
14. Поднимание на носок и перекат на пятку. 6-8 раз.
15. Отведение культи назад. 6-8 раз.
16. Удержание равновесия, стоя на здоровой ноге, с различным положением рук.
|
|
Период овладения протезом. На заключительном этапе восстановительного лечения после ампутации конечности больного обучают пользоваться протезом. До обучения ходьбе нужно проверить правильность подгонки протеза к культе.
Техника ходьбы и методика обучения определяются конструкцией протеза, особенностями ампутации и состоянием больного.
При проведении занятий с больными после ампутации нижних конечностей по поводу облитерирующего эндартериита, диабета, атеросклероза, а также с людьми пожилого возраста необходимо особенно осторожно и последовательно увеличивать нагрузку, контролируя реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы.
Обучение ходьбе на протезах состоит из трех этапов. На первом этапе больной учится стоять с равномерной опорой на обе конечности, переносить массу тела во фронтальной плоскости. На втором этапе осуществляется перенос массы тела в сагиттальной плоскости, проводится тренировка опорной и переносной фаз шага протезированной и сохранившейся конечностью.
На третьем этапе вырабатываются равномерные шаговые движения. В дальнейшем больной осваивает ходьбу по наклонной плоскости, повороты, ходьбу по лестнице и пересеченной местности.
В занятия с больными молодого и среднего возраста включают элементы спортивных игр (волейбола, баскетбола, бадминтона, настольного тенниса и др.).
При ампутации верхней конечности ЛГ направлена на выработку навыков пользования протезами. Методика обучения зависит от типа протеза.
Для тонкой работы (например, письма) применяют протез с пассивным пальцевым захватом; для более грубой физической работы – протез с активным пальцевым захватом (за счет тяги мышц плечевого пояса). Последнее время шире используются биоэлектрические протезы с активным пальцевым захватом, основанные на использовании биотоков, возникающих в моменты напряжения мышц.