Примерный комплекс специальных упражнений после ампутации голени (3-4 недели)

И. п. – лежа на спине

1. Сгибание и разгибание здоровой ноги в голеностопном суставе. 10-12 раз.

2. Сгибание ног с помощью рук – до касания бедрами живота. 3-5 раз.

3. Переход в положение сидя с последующим наклоном туловища вперед – до касания руками пальцев ног. 3-4 раза.

4. Имитация езды на велосипеде.

И. п. – сидя на полу

5. Поворот и наклон туловища в сторону культи, с опорой на руки. 3-6 раз.

6. Поднимание культи и разгибание ее с помощью рук. 6-8 раз.

7. Отведение бедра оперированной ноги в тазобедренном суставе. 5-8 раз.

8. Приподнимание туловища с опорой на руки. 4-6 раз.

9. Поднимание ног вперед-вверх.

И. п. – лежа на животе

10. Сгибание ног в коленных суставах. 6—8 раз.

11. Попеременное разгибание ног в тазобедренных суставах. 4-6 раз.

12. Разгибание туловища, разводя руки в стороны (вперед). 4-6 раз.

И. п. – стоя (держась за спинку стула или кровати)

13. Приседания. 4-6 раз.

14. Поднимание на носок и перекат на пятку. 6-8 раз.

15. Отведение культи назад. 6-8 раз.

16. Удержание равновесия, стоя на здоровой ноге, с различным положением рук.

Период овладения протезом. На заключительном этапе восстановительного лечения после ампутации конечности больного обучают пользоваться протезом. До обучения ходьбе нужно проверить правильность подгонки протеза к культе.

Техника ходьбы и методика обучения определяются конструкцией протеза, особенностями ампутации и состоянием больного.

При проведении занятий с больными после ампутации нижних конечностей по поводу облитерирующего эндартериита, диабета, атеросклероза, а также с людьми пожилого возраста необходимо особенно осторожно и последовательно увеличивать нагрузку, контролируя реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы.

Обучение ходьбе на протезах состоит из трех этапов. На первом этапе больной учится стоять с равномерной опорой на обе конечности, переносить массу тела во фронтальной плоскости. На втором этапе осуществляется перенос массы тела в са­гиттальной плоскости, проводится тренировка опорной и переносной фаз шага протезированной и сохранившейся конечностью.

На третьем этапе вырабатываются равномерные шаговые движения. В дальнейшем больной осваивает ходьбу по наклонной плоскости, повороты, ходьбу по лестнице и пересеченной местности.

В занятия с больными молодого и среднего возраста включают элементы спортивных игр (волейбола, баскетбола, бадминтона, настольного тенниса и др.).

При ампутации верхней конечности ЛГ направлена на выработку навыков пользования протезами. Методика обучения зависит от типа протеза.

Для тонкой работы (например, письма) применяют протез с пассивным пальцевым захватом; для более грубой физической работы – протез с активным пальцевым захватом (за счет тяги мышц плечевого пояса). Последнее время шире используются биоэлектрические протезы с активным пальцевым захватом, основанные на использовании биотоков, возникающих в моменты напряжения мышц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: