Окончание урока (5 мин)

Ответить на вопросы:

1. Что такое громкость звука?

2. Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний источника?

3. Назовите единицы измерения громкости.

4. Какой уровень громкости для человека является безопасным?

5. Как можно уберечь себя от преждевременной потери слуха?

Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Слабый уровень звукового фона (субпороговый) человек не воспринимает – но он ему просто необходим. Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Но вот сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии – риск развития астеноневротических состояний, депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он ухудшает течение некоторых заболеваний.

Физические и психические реакции организма на звуковое возбуждение разнообразны и во многом зависят от индивидуальной чувствительности, психического и физического состояния человека. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности, чем на физической. Неожиданное возникновение интенсивного шума всегда нарушает деятельность и приводит к временному снижению производительности труда, если задание носит психомоторный или интеллектуальный характер.

Дети более чувствительны к шуму, чем взрослые, поэтому в школах должны предусматриваться специальные акустические мероприятия, препятствующие усилению звука, его распространению. Школы обычно располагают вдали от транспортных магистралей, при их строительстве используют звукозащитные материалы, обсаживают здание деревьями и кустарниками. Шум в 50–60 дБ приводит к повышению порога слуховой чувствительности и к ухудшению функционального состояния ЦНС, поэтому допустимый уровень шума при расчете звукоизоляции для классных помещений не должен превышать 40 дБ.

Стремясь оградить нервную систему учащихся от чрезмерного внешнего шума, надо не забывать о более актуальной задаче – уменьшении внутреннего шума от чрезмерно громких разговоров, криков. Шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели. С этих позиций следует осторожно относиться к включению на переменах радиотрансляции, особенно повышенной громкости.

Некоторые аспекты, касающиеся неблагоприятного воздействия шума на учащихся, связаны с воспитательными задачами. Очевидный вред слуху и здоровью школьников наносит постоянное прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости. Характер прослушиваемых произведений и качество звучания часто приближают звук в наушниках к шуму с сильным ритмическим компонентом. В сочетании с повышенным уровнем шума в школе, а нередко и дома это приводит к сильной перегрузке слухового анализатора, а следовательно, к перевозбуждению центральной нервной системы, изменениям психического состояния, снижению адаптационных ресурсов организма. Задача учителя, классного руководителя – донести до сознания учащихся потенциальный вред для их здоровья от такого сильного звукового воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: