Тема 10. Поведение фирмы в условиях олигополии
Цель лекции:
План лекции:
1. Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения.
2. Основные причины существования олигополии.
3. Ценовая война в условиях дуополии
4. Теоретические модели олигополистического рынка
5. Олигополия и экономическая эффективность
Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
Олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Характерные черты (признаки) олигополии следующие:
1. В отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии.
2. Продукция может производиться как стандартизированная — чистая олигополия, так и дифференцированная — дифференцированная олигополия.
3. Степень концентрации производства. Чем она выше, …..
Преувеличивают, так как не учитывают иностранной и межотраслевой конкуренции......
Преуменьшают, так как.......
4. Существующие высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства. которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного.....
Эффект масштаба — важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень.. рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные..
5. Всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической......
2.Основные причины существования олигополии:
1. Положительный эффект масштаба производства.
2. Финансовые барьеры — ………
3. Эффект слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм.
Ценовая война в условиях дуополии
Существует множество типов олигополии, что не позволяет выработать простую теоретическую модель олигополии. Потому что, олигополии могут быть в виде:
Ø 2—3 фирм, функционирующих в отрасли – классическая -«жесткая»- олигополия;
Ø 8—10 фирм, контролирующих 70—80 % рынка, остальная часть которого принадлежит мелким производителям аморфная - «мягкая» олигополия;
Ø торговля может осуществляться как стандартизированным товаром, так и дифференцированной продукцией.
Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Рис. 1. Ценовая война в условиях дуополии






