С о д е р ж а н и е

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное учреждение высшего

Профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»

Кафедра «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

К лабораторной работе по дисциплинам «Охрана труда в учебном процессе», «Охрана труда и техника безопасности» и «Безопасность жизнедеятельности»

На тему:

«Измерение и оценка метеорологических (микроклиматических) условий труда в учебных и других помещениях»

(для студентов очной и заочной форм обучения)

В о л г о г р а д

Методические указания составили: Кондауров Ю. Н., Мосаковский И. В.,

Матненко С. А., Зимоглядова О. Ю.

УДК 658.283(076.5): 669

Цель работы

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена вопросам изучения, исследования, измерениям и оценке параметров метеорологических условий (микроклимата) в помещениях, на рабочих местах, в аудиториях и классах учебных заведений, предприятий, в кабинах и пассажирских салонах транспортных средств и на открытых рабочих площадках, где осуществляется трудовая и иная деятельность людей и животных.

В работе представлены основные определения, термины и общие информационные материалы, используемые в данной области знаний.

Представлена информация по применяемым техническим средствам измерения, контроля и оценки параметров метеоусловий (микроклимата),и необходимые справочные материалы, в виде приложения, для выполнения лабораторной работы.

Определёны задание, порядок выполнения, представлена форма отчёта по ней и контрольные вопросы для защиты работы.

Информационные, методические и справочные материалы могут быть использованы в практической деятельности инженерно-технической службы предприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности и охраны труда трудящихся людей.

Работа представлена на страницах, содержит рисунков и таблиц. и выполнение её рассчитано на 4 академических часа.

С о д е р ж а н и е

Цель работы

Аннотация

1. Общие сведения по теме «Измерение и оценка метеорологических (микроклиматических) условий труда в учебных и других помещениях»

2. Характеристика технических средств измерения параметров

метеорологических (микроклиматических) условий труда людей и животных.

3. Порядок выполнения работы

4. Отчёт по работе

5. Контрольные вопросы

Цель работы: изучить влияние параметров микроклимата на самочувствие и безопасность работающих, их нормирование, измерение и оценка фактических параметров метеоусловий в лабораторных и внешних условиях среды обитания работающих и учащихся.

Аннотация


Таблица 1 - Относительная влажность воздуха по показаниям стационарного психрометра при скорости движения во здуха до 0,2м/с.

 
Показания «сухого» термометра,?С Показания «влажного» термометра,?С  
  5,3 5,7 6,0 6,4 6,8 7,2 7,6 8,0 8,4 8,7 9,1 9,5 9,9 10,3 10,7 11,0 11,3 11,7 12,0  
  5,9 6,4 6,8 7,2 7,6 8,0 8,4 8,8 9,2 9,6 10,0 10,4 10,8 11,1 11,5 11,8 12,2 12,6 13,0  
  6,6 7,1 7,5 8,0 8,4 8,8 9,2 9,7 10,1 10,5 10,9 11,3 11,7 12,1 12,5 12,8 13,2 13,6 14,0  
  7,3 7,8 8,2 8,7 9,2 9,6 10,0 10,5 10,9 11,4 11,8 12,2 12,6 13,0 13,4 13,8 14,2 14,6 15,0  
  8,0 8,5 9,0 9,4 9,9 10,3 10,8 11,3 11,8 12,2 12,6 13,1 13,5 14,0 14,4 14,8 15,2 15,6 16,0  
  8,6 9,1 9,7 10,2 10,7 11,2 11,6 12,1 12,6 13,0 13,5 13,9 14,4 14,9 15,3 15,8 16,2 16,6 17,0  
  9,3 9,9 10,4 10,9 11,4 11,9 12,4 12,9 13,4 13,9 14,4 14,8 15,3 15,7 16,2 16,6 17,1 17,5 18,0  
  10,0 10,6 11,1 11,7 12,2 12,7 13,2 13,8 14,3 14,8 15,3 15,7 16,2 16,7 17,2 17,6 18,1 18,5 19,0  
  10,6 11,2 11,8 12,4 12,9 13,4 14,0 14,5 15,1 15,6 16,1 16,6 17,1 17,6 18,1 18,5 19,0 19,5 20,0  
  11,2 11,9 12,6 13,1 13,6 14,2 14,8 15,3 15,9 16,5 17,1 17,5 18,0 18,6 19,1 19,5 20,0 20,5 21,0  
  11,8 12,6 13,2 13,8 14,4 15,0 15,6 16,1 16,7 17,3 17,9 18,4 18,9 19,5 20,0 20,5 21,0 21,5 22,0  
  12,5 13,1 13,8 14,4 15,1 15,7 16,4 17,0 17,6 18,2 18,8 19,3 19,8 20,4 20,9 21,5 22,0 22,5 23,0  
  13,1 13,8 14,5 15,2 15,9 16,5 17,1 17,8 18,4 19,0 19,6 20,1 20,7 21,3 21,9 22,4 23,0 23,5 24,0  
  13,7 14,5 15,2 15,9 16,6 17,2 17,9 18,5 19,2 19,8 20,5 21,2 21,7 22,2 22,8 23,3 23,9 24,4 25,0  
Относительная влажность, %                                        
                                         

Приложение Б

Таблица 1 - Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений

 
Период года Категория работ по уровню энергозатрат, Вт Температура воздуха, С Температура поверхностей, С Относительная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, не более  
Холодный Iа (до 139) Iб (140174) IIа (175232) IIб (233290) III (более 290) 22 - 24 21 - 23 19 - 21 17 - 19 16 - 18 21 - 25 20 - 24 18 - 22 16 - 20 15 - 19 60 - 40 60 - 40 60 - 40 60 - 40 60 - 40 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3  
Теплый Iа (до 139) Iб (140174) IIа (175232) IIб (233290) III (более 290) 23 - 25 22 - 24 20 - 22 19 - 21 18 - 20 22 - 26 21 - 25 19 - 23 18 - 22 17 - 21 60 - 40 60 - 40 60 - 40 60 - 40 60 - 40 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3  
             

Приложение В

Таблица 1 - Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений

 
Период года Категория работ по уровню энергозатрат, Вт Температура воздуха, С в диапазоне величин: Температура поверхностей, С Относительная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха (м/с) для диапазона температур воздуха  
    ниже оптимальных Выше оптимальных     ниже оптимальных величин, не более выше оптимальных величин, не более  
Холодный Iа (до 139) Iб (140174) IIа (175232) IIб (233290) III (более 290) 20,0 21,9 19,0 20,9 17,0 18,9 15,0 16,9 13,0 15,9 24,1 25,0 23,1 24,0 21,1 23,0 19,1 22,0 18,1 21,0 19,0 26,0 18,0 25,0 16,0 24,0 14,0 23,0 12,0 22,0 15 75 15 75 15 75 15 75 15 75 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3 0,4 0,4  
Теплый Iа (до 139) Iб (140174) IIа (175232) IIб (233290) III (более 290) 21,0 22,9 20,0 21,9 18,0 19,9 16,0 18,9 15,0 17,9 25,1 28,0 24,1 28,0 22,1 27,0 21,1 27,0 20,1 26,0 20,0 29,0 19,0 29,0 17,0 28,0 15,0 28,0 14,0 27,0 15 75 15 75 15 75 15 75 15 75 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,5  
                 

Приложение Г

Таблица 1 - Классы условий труда по показателям микроклимата для производственных помещений независимо от периодов года и открытых территорий в теплый период года.

 
Показатель Класс условий труда  
  Оптимальный Допуст2имый Вредный Опасный  
      3.1 3.2 3.3 3.4    
Температура воздуха, С По СанПиН По СанПиН По ТНС - индексу (см. таблица 6)          
Скорость движения воздуха, м/с По СанПиН По СанПиН            
Влажность воздуха, % По СанПиН По СанПиН            
Тепловое излучение, Вт/м2 * По СанПиН По СанПиН 1001-1500 1501-2000 2001-2500 2501-2800    
                 

* - в диапазоне интенсивности теплового излучения от 141 до 1000 Вт/м2 нагревающий микроклимат следует оценивать по ТНС - индексу.

Приложение Д

Таблица 1 - Классы условий труда по показателю ТНС - индекса (С) для производственных помещений с нагревающим микроклиматом независимо от периода года и открытых территорий в теплый период года.

 
Категория работ Общие энергозатраты, Вт/м2 Класс условий труда  
    Оптимальный Допустимый Вредный Опасный  
        1 степени 2 степени 3 степени 4 степени    
        3.1 3.2 3.3 3.4    
(5877) 22,226,4 26,526,6 26,727,4 27,528,6 28,731,0 31,0    
(7897) 21,525,8 25,926,1 26,226,9 27,027,9 28,030,3 30,3    
IIа 113 (98129) 20,525,8 25,225,5 25,626,2 26,327,3 27,429,9 29,9    
IIб 145 (130160) 19,523,9 24,024,2 24,325,0 25,126,4 26,529,1 29,1    
III 177 (161193) 18,021,8 21,922,2 22,323,4 23,525,7 25,827,9 27,9    
                   

Приложение Е

Таблица 1 - -Классы условий труда по показателю температуры воздуха (С, нижняя граница) для открытых территорий в холодный период года в холодных (не отапливаемых) помещениях.

 
Климатическая зона Теплоизоляция одежды, СВт/м Класс условий труда  
    Допустимый Вредный Опасный  
      1 степени 2 степени 3 степени 4 степени    
      3.1 3.2 3.3 3.4    
0,71 -30 -36 -38,5 -40,8 -60 -60  
0,82 -38 -46,2 -48,9 -54,4 -70 -70  
II 0,61 -23 -29,4 -31,5 -35,7 -48 -48  
III 0,51 -15,9 -21,3 -23 -26 -37 -37  
                 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: