Использование электронного архива снижает эксплуатационные расходы на работу с конструкторской и технологической документацией, облегчает автоматизацию управления проектами и принятие решений по основным задачам предприятия. Отпадает необходимость переписывания документов на свои бланки нормировщикам, специалистам плановых и других служб. Повторный ввод данных неизбежно приводит к ошибкам. Электронный архив помогает изготовителю улучшить качество своих изделий, повысить их конкурентоспособность, сократить время и сроки производства.
Применение электронного архива вместо бумажного позволяет заводам и проектным организациям по-новому организовать документооборот, обеспечить решение широкого спектра вопросов, связанных с созданием, согласованием, хранением электронных документов, разграничением прав доступа и управлением информационными потоками. Поддержка работы канцелярии позволяет не только работать с документами, но и регистрировать входящие и исходящие документы, назначать регистрационные номера и др.
|
|
Для повышения производительности и возможности коллективной работы современные компании стремятся создать единый источник информации об изделии и процессах, обеспечить мгновенную связь между членами коллектива в защищенной от несанкционированного доступа среде в каком бы географическом регионе они ни находились. Единый источник информации сокращает количество ошибок при проектировании из-за несвоевременно внесенных изменений или неверной информации о версиях, повышает эффективность управления на всех этапах жизненного цикла изделия (см. ниже раздел «Управление жизненным циклом изделия»).
Несмотря на то, что большинство конструкторских документов создается с использованием компьютера, в настоящее время не существует единого формата, с которым бы работали САПР, разработанные различными изготовителями, например, AutoCAD, АДЕМ, «Кредо», SolidWorks, Pro/Engineer и т. д. Отсутствие единого формата данных для большинства САПР — большая проблема. Пользователи вынуждены работать в гетерогенной среде.
В электронный архив помещают трехмерные модели, чертежи, основные данные о проектируемом изделии, служебную информацию: дату создания и внесения изменений, фамилии разработчиков и авторов, внесенных корректив, атрибуты изделий, номера версий, историю конструирования и другую документацию в электронном виде (например, электронные карточки бумажных документов). Авторизованные изменения, вносимые в модель изделия и отдельных деталей, отражаются во всех связанных с ней приложениях.
|
|
В архиве могут также храниться комментарии к чертежам. Их отображение может быть отключено от чертежа или включено. Каждый пользователь может давать свои комментарии, используя различные цвета и установки. Предусмотрены обмен информацией между штампом чертежа и поисковой карточкой в электронном архиве, печать необходимых документов. Новые документы создаются на основе шаблонов, что позволяет придерживаться единых стандартов в рамках организации.
Разработаны системы электронного автоматического документирования проекта с формированием полнофункционального архива технологических процессов, включая автоматические расчеты норм, ведение полного комплекта чертежей, изменений технологических процессов, контуров и управляющих программ для станков с ЧПУ. Параллельно с архивом документов может вестись архив изделий, выпускаемых и используемых на предприятии, включая информацию о составе и применяемости этих изделий.
Структура электронного архива обычно соответствует организационной структуре предприятия и сложившемуся документообороту. Он обеспечивает выполнение следующих функций:
• регистрация, хранение, выдача и учет состояния документации;
• проверка комплектности документации и наличия предусмотренных на документах подписей;
• создание подлинников, дубликатов и копий документов;
• учет извещений об изменениях в документе;
• движение документации;
• поиск документов и объектов;
• доступ к просмотру и редактированию;
• интеграция с другими приложениями;
• импорт и экспорт информации;
• получение отчетов и спецификаций на изделие.
Объектный подход позволяет строить многоуровневую иерархическую модель архива предприятия в виде дерева и создавать перекрестные связи. Под объектом подразумевается документ, чертеж, проект с документацией, изделие, пользователь, отдел, структурная единица предприятия и т. д.
Электронный архив может быть построен в архитектуре клиент/сервер и состоять из трех основных компонентов: сервера данных, предназначенного для хранения свойств документов, их взаимосвязей и структурного состава; сервера файлов, использующегося для организации защищенного хранилища файлов и клиентского места, для работы пользователя с системой.
Архив предприятия обычно состоит из нескольких отдельных архивов, определяемых администратором системы (например, архив отдела главного конструктора (ОГК), архив отдела главного технолога (ОГТ), рабочий архив сектора и т. д.). Документы группируют по их статусу (утверждено/не утверждено), типу (конструкторские/технологические) и другим признакам.
В целях упорядочения документов электронный архив предприятия может быть разделен на необходимое количество архивов различного назначения (конструкторский, технологический, канцелярский и т. д.) и статуса. Статус определяет возможные состояния документов в процессе разработки: в разработке, разработан, на проверке, на доработке, на согласовании, утвержден/не утвержден, в архиве и т. д. Возможность удаленного доступа позволяет работать над проектом членам группы, которые находятся в отъезде и внешним участникам проекта.
Для каждого архива администратор может определить различные свойства и настройки, влияющие на правила работы с документами из него, такие как:
• права доступа пользователей к документам архива;
• набор дополнительных (пользовательских) параметров, которые будут иметь документы, помещенные в архив. Например, в архиве ОГК может храниться информация о конструктивных признаках деталей, в архиве технологов — маршруты технологических процессов, а в архиве канцелярии — входящие номера писем и адреса для ответов;
|
|
• минимальный набор подписей, которые документ должен иметь для того, чтобы система разрешила поместить его в этот архив;
• правила изменения документов архива - необходимость выпуска извещения об изменении с последующим утверждением произведенных изменений и др.
Для минимизации временных затрат на подготовку нового проекта и дальнейшей работы с ним создается шаблон проекта, который включает шаблоны документов, права пользователей и групп пользователей на доступ к информации, маршруты прохождения документов и т. п.
Документы и изделия можно группировать внутри проекта с помощью папок. Уровень вложенности не ограничен. Для объектов одного класса задается набор обязательных атрибутов. Для дочерних классов список атрибутов наследуется. Атрибуты служат для осуществления поиска и определения характеристик объектов. Для большего удобства работы с конструкторской документацией возможны различные режимы отображения элементов изделия: в виде «дерева» сборочных единиц, иерархического или линейного списка, списка входимости или «как в спецификации».
Иерархическая информационная структура изделия может быть представлена в виде дерева связей, с помощью которого удобно отображать состав изделия. Информация об изделии может содержаться в документах различных форматов: растровых файлах, в файлах чертежей, конструкторских и технологических спецификациях, маршрутных картах, заказах на приобретение материалов и оснастки, в таблицах и ведомостях, аудио и видеоаннотации. Атрибутивный состав структурированных электронных документов может определяться не только по заголовку, но и по содержимому. Данные, связанные с проектом, должны быть доступны всем пользователям, имеющим необходимые права: конструкторам, технологам, операторам станков и бухгалтерам. Для обмена информацией между приложениями все чаще используется язык XML.
Доступ к архиву можно получить из локальной сети предприятия или с помощью веб-браузера (Internet Explorer, Netscape Navigator и др.) с любого компьютера, подключенного к Интернету (удаленный клиент). Возможность получить доступ к электронному архиву через Интернет позволяет работать с ним в других городах. Улучшается обмен данными как внутри предприятия, так и с партнерами. Вся документация пересылается по электронным каналам, которые связывают различные подразделения. Отпадает необходимость в постоянных перемещениях большой массы бумажных документов.
|
|
Для хранения больших объемов информации и работы с ними большого количества пользователей в отечественных и в зарубежных системах широко применяются специализированные файл-серверы. В качестве СУБД в российских разработках широко используют MS SQL Server и Interbase, для систем зарубежного производства характерно применение Oracle (несколько реже — DB/2 и Sybase).
Внедрение электронных архивов на базе различных продуктов создает определенные трудности для передачи электронных данных между различными организациями, но повышает оперативность принимаемых решений. В настоящее время около 95 % информации западных компаний хранится в электронном виде.