Этикетный статус участников делового взаимодействия

Тема 2

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Этикетный статус участников делового взаимодействия

В деловом общении межличностные отношения представляют собой статусные и социально-ролевые отношения: «начальник – подчиненный», «партнер – партнер», «производитель – получатель» и т.д. Деловой этикет предполагает четкое исполнение социальных ролей и не допускает выражения личных симпатий и антипатий к носителю роли начальника, партнера, подчиненного, поэтому поведение участников делового взаимодействия определяется соотношением их статусов.

Статус – это место субъекта в социальной или служебной иерархии. Он складывается из ряда признаков: служебное положение, материальное положение, личные заслуги и возраст.

Более высокий статус имеет:

 начальник по отношению к подчиненному (старший по

должности по отношению к младшему по должности).

При должностном равенстве более высокий статус имеют:

 старший по возрасту по отношению к младшему по возрасту;

 женщина по отношению к мужчине;

 более опытный по отношению к новичку;

 группа по отношению к одному человеку.

Тот, кто имеет более высокий статус, обладает преимуществом. Иногда статусные отношения могут вступать в противоречие друг с другом. На практике приоритет старшего по должности или по возрасту и приоритет женщины оказываются в конкурирующих отношениях. Поскольку в деловом общении бесспорным является приоритет старшего по должности, то противоречие разрешается в зависимости от степени официальности ситуации, разницы в статусе, установившихся отношений и личной воли старшего по должности.

В официальной обстановке статус начальника-мужчины выше статуса женщины-подчиненной.

В менее официальной обстановке начальник, если он хорошо воспитан, может отдать преимущество женщине, например, встав с места в ее присутствии, поприветствовав ее первым, пропустив ее в дверь. Таким образом он проявит свою доброжелательность и воспитанность. В данной ситуации женщина не должна сама принимать решение о своем статусном преимуществе, однако не должна и отказываться от привилегий, предлагаемых ей начальником.

Таким образом, деловое общение статусно ориентировано, потому что в социально-правовые отношения вступают представители определенных организаций, структур, занимающие в них определенные должности. Без учета социального статуса участников общение носит искусственный или провокационный характер. Все это учитывается при выборе этикетных формул (обращения, именования, форм приветствия, представления и т.п.) и формы общения (Вы- или Ты- общение).

В соответствии с нормами делового этикета речевая инициатива передается лицу, чей статус выше статуса его собеседника. Собеседник в этом случае, как правило, отвечает на вопросы и «докладывает», то есть подхватывает речевую инициативу. Общение деловых партнеров, собеседников одного социального статуса более свободно. Во время обсуждения речевая инициатива естественно переходит от одного участника диалога к другому или перехватывается им для закрепления своей лидирующей позиции.

Важно учитывать, что социальный статус в деловом общении тесно связан с правомочием принятия решений от имени юридического лица. Руководители высшего звена (директора, председатели правления, коммерческие директора и т.п.) принимают решения по важным экономическим и правовым вопросам. В отличие от тех, кому это право может быть делегировано (руководители среднего звена), они обладают статусом первого лица, который учитывается при ведении деловых переговоров: это подчеркнутое внимание, учет мнения собеседника, признание его позиции.

Это не означает, что к физическому лицу, который не представляет организации, или к простому сотруднику отношение должно быть иным. Принцип уважительного отношения к собеседнику, независимо от его статуса, остается неизменным, меняются только речевые формулы, дающие представление о степени уважительности.

2. Факторы, определяющие формирование речевого этикета. «Вы- и Ты-общение»

Необходимым условием эффективного делового взаимодействия является соблюдение не только правил поведения, но и речевого этикета. Речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Использование речевого этикета зависит от ряда факторов:

· ­особенности партнеров, вступающих в деловое общение (социальный статус, место в служебной иерархии, профессия, национальность, вероисповедание, возраст, пол);

· ­речевая ситуация, в которой происходит общение (презентация, конференция, симпозиум, деловая беседа, переговоры и др.).

Особенностью русского речевого этикета является наличие в нем двух местоимений – ты и Вы. На их выбор влияет ряд обстоятельств:

1. Степень знакомства собеседников. « Вы» применяется при общении с незнакомым или малознакомым адресатом, «ты» - с хорошо знакомым.

2. Официальность / неофициальность обстановки общения. « Вы» используется в официальной обстановке, «ты» - в неофициальной.

3. Взаимоотношения собеседников. « Вы» применяется при подчеркнуто вежливом, сдержанном, «холодном» отношении к адресату для демонстрации желания сохранить дистанцию; «ты» - когда взаимоотношения дружеские, интимные, фамильярные, теплые. Переход с «ты» на « Вы» означает охлаждение отношений, стремление общаться в строго этикетных рамках. Переход с « Вы» на «ты» демонстрирует переход от сдержанно официальных к дружеским отношениям. Он допустим только по взаимному согласию собеседников. Односторонний переход на «ты» воспринимается как проявление бесцеремонности и является грубым нарушением этикета.

4. Социальное положение собеседников: равенство/неравенство статусно-ролевых позиций партнеров. Равны, как правило, позиции «начальник – начальник», «подчиненный – подчиненный», коллеги, собеседники одного возраста. Неравенство можно определить как отношения типа «начальник – подчиненный», «старший – младший». « Вы» следует использовать при обращении к старшему по положению, по возрасту; «ты» применяется при обращении к равному в неофициальной обстановке, к младшему по возрасту.

Следует помнить, что обстановка официальности, особенно когда в разговоре принимают участие несколько лиц, требует « Вы-общения » даже с хорошо знакомым человеком, с которым установлены дружеские отношения и обиходное общение на «ты». Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается « Вы-общение», которое не только предполагает обращение к собеседнику по имени и отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения. Официальная обстановка требует двустороннего « Вы-общения». Грубым нарушением норм этикета является одностороннее «тыканье», когда во время совещания, собрания начальник обращается к подчиненному на «ты», а тот к нему вынужден обращаться на «Вы». Нередко лица, занимающие более высокое положение, чем их собеседник, используют при обращении форму «ты», подчеркивая, демонстрируя свое «демократичное», «дружеское», покровительственное отношение. Это ставит в неловкое положение адресата, воспринимается как знак пренебрежительного отношения, посягательство на человеческое достоинство, как оскорбление личности. Нередко «ты» со стороны начальника сочетается с обращением по имени-отчеству: «Ты, Илья Петрович, подумай о моем предложении!» Такие уродливые гибриды недопустимы в деловом общении.

Обращение на «ты» начальника к своему подчиненному возможно в неофициальной обстановке только в том случае, когда подчиненный тоже может обратиться на «ты», т. е. в том случае, если между ними существуют дружеские, неофициальные отношения.

Местоимение «он» используется для называния того, кто не участвует в общении, в отличие от «я» и «ты». По правилам речевого этикета нельзя говорить «он» о том, кто присутствует при общении и слышит разговор либо участвует в разговоре, но в данный момент слушает других, а речь зашла о нем. Необходимо назвать этого человека по имени или имени-отчеству, в зависимости от ситуации. Использование в данном случае местоимения «он» считается грубым, невежливым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: