Чувства, связанные с понятием собственности

Чувство собственности (обладания), чувство лишения, стяжательство, бескорыстие.

«Низшие» эмоции

Голод, жажда, усталость, боль.

Характерными для «низших» эмоций являются отчетливая «анатомичес­кая привязка» (смена рук при переноске тяжести) и малая подверженность изменениям в процессе эволюции, связанная с биологической целесообраз­ностью.

Кроме того, существуют чувства так называемого «промежуточного этажа»: положительные, отрицательные и нейтральные. Подобное разде­ление чувств - дань физиологическому признаку, а не тому, насколько они благородны или низменны. Приятные чувства сопровождаются воз­буждением преимущественно парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а неприятные - преимущественно симпатического ее отдела. Поэтому, согласно приведенной выше классификации А. Н. Лука, злорадство - положительное чувство, а сострадание - отри­цательное.

Эмоция и личность

В практической педагогике и психологии большое значение придается раз­витию когнитивных процессов: вниманию, памяти, логическому мышлению. Часто оказывается, что за отставанием развития умственных способностей скры­ваются нарушения развития личностного. Г. М. Бреслав считает, что отклоне­ния в личностном развитии охватывают большой круг явлений: формирование антисоциальной мотивации, появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и др.), нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрям­ство, негативизм), низкий уровень социальной компетентности и др. [

Нарушения формирования личности в эмоциональной сфере он условно делит на два класса:

• специфические для определенного возраста (младенчество, раннее детство, дошкольное детство), требующие коррекции в рамках только опре­деленного возраста (отсутствие комплекса оживления в 2-3 месяца);

• неспецифические (общие) - например, отсутствие ситуативности эмо­ций, требующие коррекции в любом возрасте.

В большей степени эти факты указывают на издержки процессов социа­лизации базовых эмоций. Сложный процесс формирования личности как системы личностных отношений сводится к беседам о необходимости со­вершать моральные поступки, нравственные чувства навязываются, в то вре­мя как жизненные примеры доказывают ребенку обратное, вследствие чего нарушения системы личностных отношений чрезвычайно распространены.

Для нас также важен тот факт, что сами эмоции являются объектом особой человеческой потребности к переживанию различных, в том числе высших, социальных эмоций и чувств. Эмоциональный голод как следствие приводит к тому, что для человека становится более пред­почтительным любое негативное переживание, чем. отсутствие пере­живания вообще.

Из этого факта вытекают как минимум два следствия:

1. Для различных людей существует разные категории предпочтитель­ных переживаний.

2. Отсутствие позитивных эмоций приводит к инверсии эмоциональной сферы личностных отношений.

Таким образом, предпочтение индивидом тех или иных социальных эмо­ций отражает накопленный им позитивный и негативный жизненный опыт и может служить критерием личностного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: