Вопрос 149. Что в Коране и сунне служит указанием на необходимость творить благое (ихсан)?

Ответ. Указаний на это существует множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«И творите добро - поистине, Аллах любит творящих его.»

Корова, 195.

«Поистине, Аллах - с бо­гобоязненными и теми, кто творит благие дела.»

Пчёлы, 128

«А тот, кто (полностью) вручает своё дело Аллаху и творит добро, уже обрёл прочную опору.»

Лукман, 22

«Тем, которые совершали благие дела, - благое и с придачей….»

Йунус. 26

Аллах Всевышний также сказал:

«Разве станет воздаянием за благо что-нибудь, кроме блага?»

Милостивый, 60.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Поистине, Аллах предписал оказывать благодеяния всему».

Муслим, ат-Тирмизи. Ибн Маджа

Вопрос 150. Что подразумевает собой осуществление по­клонения должным образом (аль-ихсану фи-ль-'ибадати)?

Ответ. Этому понятию дал истолкование сам пророк, (с.г.с.), о чем сообщается в том хадисе, где рассказывается о вопросах, которые задавал пророку Джибрил. В этом хадисе сообщается, что Джибрил спросил: "Что такое чистосердечие (ихсан)?"

(Пророк) сказал:

«(Быть чистосердечным значит) поклоняться Аллаху так, буд­то ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то -(помня о том, что) Он, поистине, видит тебя»

Аль-Бухари, Муслим.

Таким образом, пророк, (с.г.с.), разъяснил, что есть два вида чистосердечия:

1) Высшим из них является такое поклонение Аллаху, будто ты видишь Его, иначе говоря, положение того, кто как бы видит Аллаха воочию. Здесь имеется в виду. что раб Аллаха действует так, будто он видит Аллаха Всевышнего сердцем своим, когда сердце его озаряется светом веры, а разум достигает глубин познания, в результате чего сокрытое для него уподобляется оче­видному. Это и есть истинная суть чистосердечия.

2) Другим видом или же проявлением чистосердечия являет­ся положение человека, занятого наблюдением (муракаба),когда раб Аллаха ясно представляет себе, что Аллах видит его, зна­ет о нём и находится поблизости от него. Если раб представляет себе всё это, занимаясь своими делами и действуя сообразно это­му, он будет проявлять искренность по отношению к Аллаху Все­вышнему, так как это не позволит ему ни обращаться, ни стре­миться к кому-либо иному помимо Аллаха.

Что же касается отличий между людьми, достигшими двух описанных нами выше ступеней, то они определяются степенью их проницательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: