Основные понятия

ТЕМА

Три точки зрения на тему:

1. Исходный пункт высказывания, отправная точка для передачи акт. информации.

2. Тема актуально менее значима, чем рема.

3. Эта часть предложения, которая обычно дана, известна.

! Но: не всегда эти признаки применимы к теме в предложении (часто: тема и рема содержат новую информацию).

Главный признак темы: это наименее коммуникативная часть предложения.

Два типа тем

1. Текстовые темы или конситуативные (связаны с предшествующим текстом):

q Тема известная (повторяет то, что есть в тексте). Илья Ильич проснулся… Он чем-то сильно озабочен. Т2=Т1

q Тема осложненная: Т2 (осл.) = Т1+х (новая информация ): Он пошел. На лице у него…. (партитивные отношения)

q Ипликативная - логически выводиться из предшествующего текста, но прямо в нем не названа: Какой он хорошенький. Щечки такие кругленькие.

Импликативная тема (как и осложненная) чаще всего основывается на партитивных отношениях.

q Контрастная — представляет что-то сопоставимое и сопоставляемое: Захар ушел, а Илья Ильич продолжал лежать.

2. Авторские — темы, которые порождены авторской волей и с предшествующим текстом не связаны.

q Тема в абсолютном начале текста: Длинный товарный поезд давно уже стоит у полустанка. — Это новая информация, но автор делает вид, что она уже известна читателю (эффект «знакомого незнакомца»). Авторская тема свидетельствует о том, что высказывание расчленено на предмет речи и на то, о чем говорится. Но есть и нерасчлененные высказывания, часто это обозначение пространства, времени (Земская больница. Ночь.). В нерасчлененных высказываниях все элементы коммуникативно равны.

q Авторская тема в середине текста — здесь происходит тематизация меньшей коммуникативной значимости. Пример: Митя влетел в квартиру своих родителей. Родители уже ложились спать. Сестра (не выводиться логически, это новая информация — авторская тема в середине текста) подчеркнуто лежала в постели.

Объединяет все эти темы то, что они противопоставлены реме.

Существуют 2 механизма тематизации: текстовые и авторские.

Средства тематизации

Это касается прежде всего известной темы. Известная тема представляет в тексте один и тот же референт => используются средства корреферентности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: