ТЕМА
Три точки зрения на тему:
1. Исходный пункт высказывания, отправная точка для передачи акт. информации.
2. Тема актуально менее значима, чем рема.
3. Эта часть предложения, которая обычно дана, известна.
! Но: не всегда эти признаки применимы к теме в предложении (часто: тема и рема содержат новую информацию).
Главный признак темы: это наименее коммуникативная часть предложения.
Два типа тем
1. Текстовые темы или конситуативные (связаны с предшествующим текстом):
q Тема известная (повторяет то, что есть в тексте). Илья Ильич проснулся… Он чем-то сильно озабочен. Т2=Т1
q Тема осложненная: Т2 (осл.) = Т1+х (новая информация ): Он пошел. На лице у него…. (партитивные отношения)
q Ипликативная - логически выводиться из предшествующего текста, но прямо в нем не названа: Какой он хорошенький. Щечки такие кругленькие.
Импликативная тема (как и осложненная) чаще всего основывается на партитивных отношениях.
q Контрастная — представляет что-то сопоставимое и сопоставляемое: Захар ушел, а Илья Ильич продолжал лежать.
|
|
2. Авторские — темы, которые порождены авторской волей и с предшествующим текстом не связаны.
q Тема в абсолютном начале текста: Длинный товарный поезд давно уже стоит у полустанка. — Это новая информация, но автор делает вид, что она уже известна читателю (эффект «знакомого незнакомца»). Авторская тема свидетельствует о том, что высказывание расчленено на предмет речи и на то, о чем говорится. Но есть и нерасчлененные высказывания, часто это обозначение пространства, времени (Земская больница. Ночь.). В нерасчлененных высказываниях все элементы коммуникативно равны.
q Авторская тема в середине текста — здесь происходит тематизация меньшей коммуникативной значимости. Пример: Митя влетел в квартиру своих родителей. Родители уже ложились спать. Сестра (не выводиться логически, это новая информация — авторская тема в середине текста) подчеркнуто лежала в постели.
Объединяет все эти темы то, что они противопоставлены реме.
Существуют 2 механизма тематизации: текстовые и авторские.
Средства тематизации
Это касается прежде всего известной темы. Известная тема представляет в тексте один и тот же референт => используются средства корреферентности: