Основания, виды и порядок проведения проверок прокурором, их особенности. Виды проверок

В соответствии с пунктом 4 главы 1 Инструкции «Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере» утвержденной Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 1 октября 2010 года № 60 проверки необходимо планировать и производить в соответствии с требованиями законодательства, на основе тщательного анализа состояния законности на поднадзорной территории, особенностей региона, оценок системы управления рисками, а также по заданиям Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

В первоочередном порядке проводятся проверки по приоритетным направлениям деятельности органов прокуратуры.

В этих целях прокурорам необходимо иметь постоянно обновляемый паспорт поднадзорного региона, содержащий полную характеристику региона, в том числе основные показатели социально-экономического развития, демографического положения, а также общественной, религиозной и политической активности населения.

Для анализа ситуации в регионе и выявления наиболее проблемных сфер применения законов располагать данными о рассмотренных судами уголовных, гражданских и административных делах.

Пунктом 5 регламентированы сроки проведения проверок в пределах компетенции и в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство. К проверкам приступать при наличии постановления о производстве проверки.

Не допускается проведение инициативных проверок хозяйствующих субъектов без согласования с руководством Генеральной прокуратуры, за исключением проверок по обращениям физических и юридических лиц, а также по заданиям и поручениям Генеральной прокуратуры.

Так, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок и (или) анализа состояния законности.

На основании пункта 2 этой же статьи проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки в связи с:

1) поручением Президента Республики Казахстан;

2) заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства;

3) непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства;

3-1) ежегодным сводным планом проведения плановых проверок;

4) поручением или запросом вышестоящего прокурора.

Проверка - одна из форм государственного контроля, которую проводят государственные органы, путем совершения одного из следующих действий: посещения проверяемого объекта должностным лицом государственного органа; запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм государственного контроля; вызова субъекта частного предпринимательства с целью получения информации о соблюдении им требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан.

Планы государственных органов формируются ими на основании результатов мероприятий системы оценки рисков, и в соответствии с установленной периодичностью проведения проверок - ежегодно, один раз в три года или пять лет при, соответственно, высокой, средней и незначительной степени риска. Как исключение, проверки в области санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, архитектуры, градостроительства и строительства проводятся с большей частотой.

Проверки в деятельности субъектов делятся на плановые и внеплановые.

Основанием для назначения плановой проверки является план, утвержденный контролирующим органом. Все государственные органы обязаны размещать свои планы на сайте Генеральной прокуратуры.

Основаниями назначения внеплановой проверки являются:

- контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора;

- получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;

- встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;

- инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности; реорганизация и изменение наименования проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка;\

- повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;

основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

Необходимо отметить, что внеплановые проверки не проводятся по анонимным обращениям.

Также проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в акте.

Все постановления о назначении проверок должны регистрироваться в органах правовой статистики.

Государственные органы обязаны известить в письменном виде субъекта частного предпринимательства о начале проведения проверок. При этом о проведении плановой проверки - не менее чем за тридцать календарных дней. При проведении внеплановой проверки - не менее чем за сутки до начала проверки.

Проверяющий по прибытии к месту проведения проверки (объект проверки) обязаны предъявить следующие документы: постановление о назначении проверки, служебное удостоверение.

Проверяемое лицо имеет право вести книгу учета посещений и проверок, а также вправе фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица.

Срок проведения проверки не должен превышать тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, для которых с учетом отраслевой особенности установлены отдельные сроки проведения. При необходимости срок проведения проверки может быть продлен только прокурором города (района) на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан. Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца. Уведомление проверяемого лица о приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением органа по правовой статистике.

По результатам проверки помощником, прокурором района (города) осуществляющим проверку, составляется справка о результатах проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю объекта проверки. В случае наличия замечаний или возражений по результатам проверки проверяемое лицо может изложить их в письменном виде, которые прилагаются к справке о результатах проведения проверки.

Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов разрешается только в исключительных случаях - в соответствии с нормами УПК, а также в случаях, предусмотренных КоАП.

Проверка, проведенная помощником (прокурором) района (города) либо государственным органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверки, признается недействительной, а акт, справка по результатам данной проверки не может являться доказательством нарушения субъектами проверки требований законодательства, что является основанием для его отмены вышестоящим прокурором, государственным органом или судом.

Так, к грубым нарушениям требований Закона относятся: отсутствие оснований проведения проверки; отсутствие акта о назначении проверки; несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки; нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки; назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию. Согласно действующего законодательства правоохранительные органы, к которым относятся и органы прокуратуры, вправе запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, как от субъекта частного предпринимательства, так и от государственных органов, обладающих этой информацией, на основании санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела либо на основании постановления суда

36. Акты прокуратуры, Направленные на выявление, устранение и предупре­ждение нарушений закона, причин и условий, способствующих этим наруше­ниям, их виды в социально-эконо­мической сфере.

Систему правовых актов прокуратуры составляют:
- акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение законов;
- акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров. Для обеспечения гласности своей дея-
тельности органы прокуратуры могут публиковать в государственных средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства.
Протест. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции и законам и актам Президента РК нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и 1 должностных лиц. Протест приносится в принявший его или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица. Протест рассматривается в 10-дневный срок. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются в законодательстве.
В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование закона не приостанавливает их действия.
Постановление выносится прокурором в зависимости от характера нарушения закона либо о возбуждении уголовного или административного производства и т.д. Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, наложении ареста, об отмене или снятии запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта и т.д. О результатах исполнения незамедлительно сообщается прокурору. Санкция дается прокурором на:
- арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;
- обыск в случаях, предусмотренных УПК РК;
- отстранение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы;

проведение ОРМ и следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, право на неприкосновенность жилища и т.д.;- задержание иностранных граждан для выдворения в административном порядке.
Санкция на совершение этих действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановления должностного лица либо в письменной форме после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция.
Прокурор дает указания органам следствия и дознания в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел, органам, осуществляющим ОРД, которые обязательны для исполнения этими органами.

37. Организация работы по осуществлению надзора в социально-экономиче­ской сфере

Деятельность прокуратуры района (города), связанной с надзором в социально-экономической сфере осуществляется по нескольким относительно самостоятельным направлениям.

Такое многообразие предметов надзора и малая штатная численность сотрудников без сомнения, создает дополнительные трудности в деятельности прокуратуры района (города). В этой связи, особое значение имеет организация работы таким образом, чтобы прокуратура, не подменяя другие органы, не оставляла без внимания наиболее важные, актуальные участки надзора, для чего прокурору района (города) необходимо правильно определить все виды деятельности прокуратуры, выделить из них, с учетом специфики поднадзорной территории, приоритетные. Для этого наиболее важным является правильное распределение обязанностей между имеющимися в его распоряжении сотрудниками.

В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах в структурах имеются отделы, управления, включающие несколько отделов, осуществляющих разные виды социально-экономической сферы (например, отдел по надзору за законностью в сфере противодействия экстремизму и терроризму, группа по надзору за применением природоохранного законодательства, старшие помощники прокурора области по надзору за применением законов о несовершеннолетних и т.д.).

При такой структуре проблема правильной организации работы не является столь сложной, как в нижестоящих прокуратурах, имеющих гораздо меньшее число сотрудников, из-за чего старшие помощники (помощники) прокурора, которым вверено осуществление надзора в социально-экономической сфере зачастую занимаются одновременно и другими направлениями.

Распределение обязанностей по надзору в социально-экономической сфере определяется прокурором района (города) в зависимости от штатной численности сотрудников, количества поднадзорных органов, эффективности деятельности органов контроля и других государственных органов, общего состояния законности в поднадзорной территории, численности населения и иных факторов. Поэтому дать единую рекомендацию, сложно.

Говоря об эффективности работы прокуратуры в данном направлении надзора, необходимо отметить, что количество проведенных проверок, предъявленных исков, внесенных представлений и принесенных протестов само по себе не свидетельствует об удовлетворительной работе прокуратуры в целом и надлежащем исполнении обязанностей каждым из ее сотрудников. Поэтому каждый прокурорский работник должен понимать, что вышестоящий прокурор будет оценивать эффективность его деятельности не столько по объему проведенной работы, сколько по ее результатам.

Критериями эффективности деятельности прокурора по надзору в социально-экономической сфере, прежде всего, являются:

- своевременность выявления допущенных нарушений законодательства и предусмотренных законом прав граждан, незаконных правовых актов;

- своевременность принимаемых мер прокурорского реагирования, правомерность их применения;

- использование всех необходимых в каждом конкретном случае предоставленных законом полномочий;

- восстановление нарушенных прав граждан, отмена незаконных правовых актов, возмещение причиненного материального ущерба;

- привлечение виновных к материальной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Проведенная работа должна оцениваться как по каждому критерию, так и в их совокупности. Например, восстановление нарушенного права гражданина, возмещение причиненного ему ущерба и привлечение виновного лица к ответственности свидетельствуют об эффективности принятых мер прокурорского реагирования. Однако, если эти меры приняты только после неоднократных обращений гражданина, а тем более - после вмешательства вышестоящей прокуратуры, вряд ли можно говорить о надлежащей работе прокурора. Таким образом, сравнивая различные данные, можно определить причины недостатков прокурорского надзора и способы их устранения.

Одним из основных условий, необходимых для планомерной работы прокуратуры по выявлению нарушений закона, является точный учет поднадзорных объектов. В этой связи, определенную помощь может оказать паспорт региона, который требует постоянного обновления в зависимости от развития того или иного района (города).

Также, ежеквартальное получение сведений от государственных контролирующих органов статистических данных о проделанной работе, позволяет определять характерные нарушения и недостатки по применению того или иного законодательства на поднадзорной территории.

Если с перечнем органов местного самоуправления и контроля проблем не возникает, то с различными коммерческими и некоммерческими организациями дело обстоит иначе: организации, общества, предприятия регистрируются, реорганизуются, прекращают свою деятельность, поэтому прокуратуре необходимо ежемесячно обновлять банк данных. Делается это путем истребования интересующих сведений из государственных органов (органы юстиции, акиматы города, района, поселка, округа, села), банковских и других имеющих необходимую информацию органов.

Задачей прокурора района (города) и его заместителя, курирующего вопросы надзора в социально-экономической сфере является организация взаимодействия с вышеперечисленными органами таким образом, чтобы необходимые сведения поступали регулярно, без направления дополнительных запросов. Налаженное взаимодействие косвенно характеризует и всю деятельность прокуратуры в социально-экономической сфере.

38. Сущность, задачи, предмет и особенности надзора за применением законов орга­нами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: