Порядок проведения камеральной проверки

В соответствии с подпунктом 75.1.1 статьи 75 Налогового кодекса Украины камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налога.

Единственным местом проведения камеральной проверки является помещение контролирующего органа. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчётность сплошным порядком. Согласие плательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не являются обязательными.

Основной задачей камеральной проверки является проверка составления налоговых деклараций и расчетов, что включает в себя:

- арифметический подсчет итоговых сумм налоговых обязательств, подлежащих уплате в соответствующий бюджет, или бюджетному возмещению,

- проверка правильности применения ставок налогов и налоговых льгот,

- правильность отображения показателей, необходимых для расчета базы налогообложения.

То есть, если характеризовать в целом – выявление арифметических или методологических ошибок.

Особенностью камеральной проверки является упрощенный процессуальный порядок её проведения. Должностные лица контролирующего органа имеют право осуществлять камеральную проверку без какого-либо специального решения руководителя такого органа или направления на ее проведение.

Законодательно не определены основания для проведения камеральных проверок, а это означает, что все налоговые декларации (расчеты) подлежат камеральной проверке.

Порядок оформления результатов камеральной проверки предусмотрен статьей 86 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 86.2 статьи 86 Налогового кодекса Украины по результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, которые проводили проверку, и после регистрации в органе государственной налоговой службы вручается или высылается для подписания в течение трех рабочих дней плательщику налогов в установленном порядке, определенном статьей 42 Налогового кодекса.

Примерная форма акта камеральной проверки доведена до органов налоговой службы письмом ГНА Украины от 21.06.2011 р. N 17197/7/15-0617 «Щодо оформлення Акта про результати камеральної перевірки податкової декларації (розрахунку) щодо окремих загальнодержавних та місцевих податків і зборів».

3. Порядок проведения документальных плановых проверок

Документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок.

В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются плательщики налогов, по которым имеется риск неуплаты налогов и сборов, невыполнения иного законодательства, контроль за которым возложено на органы государственной налоговой службы.

Периодичность проведения документальных плановых проверок плательщиков налогов определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких плательщиков налогов, которая (степень) делится на высокую, среднюю и незначительную.

Плательщики налогов с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем один раз в три календарных года; со средней степенью риска – не чаще, чем один раз в два календарных года; с высокой степенью риска – не чаще одного раза в календарный год.

В Налоговом кодексе дополнительно выделена группа плательщиков, которые при соблюдении определенных условий также могут быть проверены не чаще, чем один раз в три года. К таким плательщикам относятся:

- юридические лица, к которым применяется нулевая ставка налога на прибыль и у которых сумма уплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость составляет не меньше пяти процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период;

-самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которыми составляет не меньше пяти процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, включаются в план-график не чаще, чем один раз в три календарных года.

В случае нарушения такими плательщиками норм Налогового кодекса относительно налогового адреса, предоставления налоговой отчетности (в том числе налоговыми агентами относительно выплаченных доходов физическим лицам), внесения изменений в налоговую отчетность и уплаты задекларированных налоговых обязательств, то норма относительно проверки не чаще одного раза в год к таким плательщикам не применяется.

Запрещено проводить документальные проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, которые гарантированы бюджетными средствами.

О проведении документальной плановой проверки руководителем органа государственной налоговой службы принимается решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной плановой проверки плательщика налогов предоставляется только в том случае, когда ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под расписку или направлена рекомендованным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

4. Порядок проведения документальных внеплановых проверок

Документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (статья 78 Налогового кодекса):

1) по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

2) налогоплательщиком не поданы в установленный законом срок налоговая декларация или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

3) налогоплательщиком подан органу государственной налоговой службы уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы;

4) обнаружена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

5) налогоплательщиком поданы в установленном порядке органу государственной налоговой службы возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки либо отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования;

6) начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика;

7) плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V настоящего Кодекса, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривень.

Документальная внеплановая выездная проверка по основаниям, определенным в этом подпункте, проводится исключительно по поводу законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или по поводу отрицательного значения по налога на добавленную стоимость, составляющего более 100 тыс. гривень;

8) относительно налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня его получения;

9) получено постановление суда (определение суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве;

10) вышестоящим органом государственной налоговой службы в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной вышестоящим контролирующим органом, и обнаружено несоответствие заключений акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение в ходе проверки вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки для вынесения объективного заключения по поводу соблюдения налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Решение о проведении документальной внеплановой проверки в этом случае принимается вышестоящим органом государственной налоговой службы только в том случае, когда в отношении должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, проводивших документальную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование либо возбуждено уголовное дело;

11) в случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в результате незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществлении лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим основанием для проведения такой проверки.

Ограничения в основаниях проведения проверок налогоплательщиков, определенные настоящим Кодексом, не распространяются на проверки, которые проводятся по обращению такого налогоплательщика, или проверки, которые проводятся в рамках возбужденного уголовного дела.

Сотрудникам налоговой милиции запрещается принимать участие в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, которые проводятся органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков (должностных лиц налогоплательщиков), находящихся в их производстве. Проверки налогоплательщиков налоговой милицией проводятся в рамках полномочий, определенных законом, и в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом Украины и другими законами Украины.

О проведении документальной внеплановой проверки руководитель органа государственной налоговой службы принимает решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется только в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручена под расписку копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

Документальная невыездная проверка осуществляется в случае принятия руководителем органа государственной налоговой службы решения о ее проведении и при наличии обстоятельств для проведения документальной проверки, определенных Кодексом. Документальная невыездная проверка осуществляется на основании тех же самых документов и данных, которые предоставляются налогоплательщиком в случае проведения выездных проверок.

Документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа государственной налоговой службы исключительно на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, оформленного приказом, и при условии направления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручении ему либо его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Присутствие налогоплательщиков при проведении документальных невыездных проверок не является обязательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: