Схема устной коммуникации

Соотношение различных родов коммуникации

Вербальные Иконические

И невербальные и символьные

Каналы каналы

Электронная почта

Интернет

Устная коммуникация

Схема устной коммуникации

Обычно схему устной коммуникации представляют подобной элементарной схеме коммуникационной деятельности, где имеются три участника:

1. говорящий (источник речи)

2. речевое сообщение

3. слушающий (приемник речи).

На самом деле картина оказывается более сложной, потому что в устной коммуникации задействованы одновременно два естественных канала:

1. вербальный (речевой)

2. и невербальный,

использующие разные знаковые средства.

Речевая деятельность осуществляется абстрактно мыслящим левым полушарием головного мозга, где расположены «центры речи».

Это полушарие считается «говорящим».

Правое полушарие не участвует в речевой деятельности, так как не способно воспринимать словесные смыслы, но зато оно реагирует на внелингвистические, невербальные сигналы.

В силу того, что вербальные и невербальные каналы работают параллельно, речь и жестикуляция дополняют друг друга, устная коммуникация оказывается двухканальной

Если, к тому же, учесть каналы обратной связи, то и четырехканальной

Первые исследования невербальных средств воздействия на аудиторию принадлежат античным ораторам.

Цицерон в трактате «О произношении» уделил большое внимание использованию голоса и телодвижений во время публичных выступлений.

Чарльз Дарвин специально изучал выражение эмоций у животных и человека и нашел, что людям свойственны врожденные, биологически наследуемые средства, такие как смех, улыбка, плач, дрожь страха, холодный пот, румянец смущения, нахмуривание бровей и др.

Но есть и социально обусловленные невербальные знаки:

- покачивание головы как знак отрицания или согласия,

- пожимание плечами для выражения недоумения,

- складывание ладоней при убедительной просьбе и пр.

Сопровождающие живую речь мимика и жесты придают «живость и энергию высказанным нами словам.

Они обнаруживают мысли и намерения других людей более точно, нежели слова, так как в словах возможна ложь»

Дарвин Ч. Вырождение душевных волнений. — СПб., 1896. — С. 279.

То что высказанное слово может быть лживым или же правдивым, откровенным отметил в свое время Фридрих Шиллер, сказавший:

«Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, — по тем, стало быть, движениям, которые он делает нехотя»

В межличностной коммуникации роль невербального канала особенно велика

По мнению некоторых ученых

- 60-70 % эмоционального значения в этом виде коммуникации передается невербальными средствами

- и лишь остальное — за счет осмысленной речи.

Хорошо знающие друг друга люди могут понимать один другого «с полуслова» или вообще без слов.

Гадатели, предсказатели, ясновидящие узнают о прошлом своего клиента, о его характере и образе жизни

- по одежде,

- по манере стоять, ходить,

- по расположению морщин (у добрых морщины одни, у злых другие, у мрачных третьи и т.д.)

Особенно много могут рассказать блеск глаз, их подвижность, сосудистый рисунок и пр.

Современные исследователи подтвердили наблюдение ф. Шиллера, Ч. Дарвина и других проницательных людей, что невербальные реакции менее контролируемы и выдают действительные помыслы говорящего более откровенно, чем произносимые слова.

Можно сделать вывод, что из всех коммуникационных каналов именно невербальный канал является наиболее правдивым и честным.

Это объясняется тем, что невербальные сигналы генерируются на подсознательном уровне правым «чувствующим» полушарием головного мозга, а речевые высказывания сознательно контролируются левым «абстрактно мыслящим» полушарием.

Импульсы подсознания трудно управляемы, поэтому они «правдивее» осознанной речи.

К невербальному каналу апеллируют все виды искусства.

Помимо исполнительского искусства в виде танца и музыки, с ним тесно связаны изобразительное искусство и синтетическое искусство типа театра и кино.

Базой словесного искусства (поэзия, литература) является вербальный канал, но в той мере, в какой он сопровождается «музыкой слова», он обогащается невербальными средствами.

Как правило, они невербальные средства дополняют речь (правда, есть исключение: язык глухонемых и тайная жестикуляция), поэтому не следует идеализировать их потенции.

Невербальные средства выражают эмоциональное состояние коммуниканта или реципиента, но не пригодны для передачи абстрактных понятий и смысловых нюансов, имеют примитивную «мешочную» грамматику, трудоемки в исполнении, требуют повышенного внимания при восприятии, не обладают алфавитом для записи.

Именно последнее преимущество вербальной коммуникации — возможность для составления письменных текстов — обусловило развитие документных коммуникационных каналов, ставших характерным отличием цивилизованных народов от варварских племен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: