Соотношение различных родов коммуникации
Вербальные Иконические
И невербальные и символьные
Каналы каналы
Электронная почта
Интернет
Устная коммуникация
Схема устной коммуникации
Обычно схему устной коммуникации представляют подобной элементарной схеме коммуникационной деятельности, где имеются три участника:
1. говорящий (источник речи)
2. речевое сообщение
3. слушающий (приемник речи).
На самом деле картина оказывается более сложной, потому что в устной коммуникации задействованы одновременно два естественных канала:
1. вербальный (речевой)
2. и невербальный,
использующие разные знаковые средства.
Речевая деятельность осуществляется абстрактно мыслящим левым полушарием головного мозга, где расположены «центры речи».
Это полушарие считается «говорящим».
Правое полушарие не участвует в речевой деятельности, так как не способно воспринимать словесные смыслы, но зато оно реагирует на внелингвистические, невербальные сигналы.
|
|
В силу того, что вербальные и невербальные каналы работают параллельно, речь и жестикуляция дополняют друг друга, устная коммуникация оказывается двухканальной
Если, к тому же, учесть каналы обратной связи, то и четырехканальной
Первые исследования невербальных средств воздействия на аудиторию принадлежат античным ораторам.
Цицерон в трактате «О произношении» уделил большое внимание использованию голоса и телодвижений во время публичных выступлений.
Чарльз Дарвин специально изучал выражение эмоций у животных и человека и нашел, что людям свойственны врожденные, биологически наследуемые средства, такие как смех, улыбка, плач, дрожь страха, холодный пот, румянец смущения, нахмуривание бровей и др.
Но есть и социально обусловленные невербальные знаки:
- покачивание головы как знак отрицания или согласия,
- пожимание плечами для выражения недоумения,
- складывание ладоней при убедительной просьбе и пр.
Сопровождающие живую речь мимика и жесты придают «живость и энергию высказанным нами словам.
Они обнаруживают мысли и намерения других людей более точно, нежели слова, так как в словах возможна ложь»
Дарвин Ч. Вырождение душевных волнений. — СПб., 1896. — С. 279.
То что высказанное слово может быть лживым или же правдивым, откровенным отметил в свое время Фридрих Шиллер, сказавший:
«Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, — по тем, стало быть, движениям, которые он делает нехотя»
В межличностной коммуникации роль невербального канала особенно велика
|
|
По мнению некоторых ученых
- 60-70 % эмоционального значения в этом виде коммуникации передается невербальными средствами
- и лишь остальное — за счет осмысленной речи.
Хорошо знающие друг друга люди могут понимать один другого «с полуслова» или вообще без слов.
Гадатели, предсказатели, ясновидящие узнают о прошлом своего клиента, о его характере и образе жизни
- по одежде,
- по манере стоять, ходить,
- по расположению морщин (у добрых морщины одни, у злых другие, у мрачных третьи и т.д.)
Особенно много могут рассказать блеск глаз, их подвижность, сосудистый рисунок и пр.
Современные исследователи подтвердили наблюдение ф. Шиллера, Ч. Дарвина и других проницательных людей, что невербальные реакции менее контролируемы и выдают действительные помыслы говорящего более откровенно, чем произносимые слова.
Можно сделать вывод, что из всех коммуникационных каналов именно невербальный канал является наиболее правдивым и честным.
Это объясняется тем, что невербальные сигналы генерируются на подсознательном уровне правым «чувствующим» полушарием головного мозга, а речевые высказывания сознательно контролируются левым «абстрактно мыслящим» полушарием.
Импульсы подсознания трудно управляемы, поэтому они «правдивее» осознанной речи.
К невербальному каналу апеллируют все виды искусства.
Помимо исполнительского искусства в виде танца и музыки, с ним тесно связаны изобразительное искусство и синтетическое искусство типа театра и кино.
Базой словесного искусства (поэзия, литература) является вербальный канал, но в той мере, в какой он сопровождается «музыкой слова», он обогащается невербальными средствами.
Как правило, они невербальные средства дополняют речь (правда, есть исключение: язык глухонемых и тайная жестикуляция), поэтому не следует идеализировать их потенции.
Невербальные средства выражают эмоциональное состояние коммуниканта или реципиента, но не пригодны для передачи абстрактных понятий и смысловых нюансов, имеют примитивную «мешочную» грамматику, трудоемки в исполнении, требуют повышенного внимания при восприятии, не обладают алфавитом для записи.
Именно последнее преимущество вербальной коммуникации — возможность для составления письменных текстов — обусловило развитие документных коммуникационных каналов, ставших характерным отличием цивилизованных народов от варварских племен.