Правило максимизации полезности

Допустим, потребитель определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и У. Возникает вопрос, на какое количество товаров Х и У должен предъявить спрос покупатель, чтобы максимизи­ровать свою полезность? Предположим, что вначале потребитель оценивает предельную полезность товара X больше, чем товара У. Тогда он начнет увеличивать потребление товара X и сокращать по­требление товара У. Но согласно закону убывающей предельной полезности при увеличении потребляемого количества товара Х его пре­дельная полезность начинает снижаться, а предельная полезность товара У — увеличиваться.

В конце концов, должно установиться равенство оценок предельных полезностей товаров X и У. В такой ситуации потребитель не будет тратить ни на рубль больше, чтобы приоб­рести дополнительное количество товара X, и ни на рубль меньше, чтобы сократить количество потребляемого товара У. Создается идеальное положение, когда человеку невыгодно потреблять одно благо вместо другого и вообще как-то менять структуру потребления. Любое изменение приведет только к ухудшению его благосостояния, т. е. покупатель склонен изменять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В таком состоянии достигается равенство оценок предельной полезности товаров Х и У.

Таким образом, правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

Где MU – предельная полезность товаров Х и У, Р – их цена.

Отношение MU / Р показывает величину предельной полезности в расчете на каждый затраченный рубль. Так, если предельная полез­ность от потребления второго яблока равна трем (см. табл. 1), то при цене единицы товара 10 руб. предельная полезность на 1 затра­ченный рубль равна 0,3.

При рассмотрении максимизации благ для потребителя мы не можем сравнивать абсолютные величины предель­ных полезностей различных товаров, так как цена у них разная. На­пример, нельзя сравнить предельную полезность первой машины и первой кофеварки. Однако же предельные полезности в расчете на 1 рубль сравнить можно.

Что же произойдет, если цена товара X уменьшится? Здесь мы сталкиваемся с эффектами замещения и дохода:

1. После того, как цена товара X уменьшилась, каждый рубль, затраченный на приобретение товара X, стал приносить большую пре­дельную полезность, чем рубль, затраченный на товар У:

Это означает, что для того чтобы достигнуть равновесия, необхо­димо переключать расходы с товара У на товар X, т. е. будет происхо­дить замещение товара У более дешевым товаром X.

2. В случае снижения цены товара X реальный доход потребителя увеличивается. Реальный доход — это общая сумма благ, которую можно приобрести на номинальный доход, т. е. выраженный в день­гах. Общая сумма благ увеличится за счет дополнительного приоб­ретения товаров X и У. Максимизация полезности будет уже при дру­гом наборе товаров X и У, когда деньги (доход) будут истрачены пол­ностью.

С проблемой выбора, какие товары следует купить на свой огра­ниченный доход, а от каких товаров следует отказаться, потребитель сталкивается всякий раз, когда формирует свою потребительскую корзину. Максимальная полезность достигается при выборе такой потребительской корзины, которая содержит такое количество то­варов, при котором отношение предельной полезности к цене одина­ково для всех товаров.

Теория предельной полезности позволяет понять, как возникает дополнительная выгода, получаемая потребителем при покупке товаров, или потребительский излишек.

Потреби­тельский излишек представляет собой разницу между максималь­ной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той це­ной, которую он действительно платит при покупке. Каждая единица товара, приобретенная потребителем, стоит столько же, сколько и последняя единица. Но согласно закону убывающей предельной по­лезности первые единицы товара потребитель ценит больше, чем пос­ледние.

Поэтому от покупки первых он получает дополнительную выгоду. Когда эта дополнительная выгода становится равной нулю, потребитель перестает покупать товар. Например, человек готов за­платить 150 руб. за 1 кг говядины, но платит 110 руб. Сэкономлен­ные 40 руб. представляют его потребительский излишек. Если сло­жить потребительские излишки всех покупателей, то получим сово­купный потребительский излишек.

Концепция потребительского излишка применяется для опреде­ления выгоды, получаемой людьми при покупке товаров, выражен­ной в денежных единицах. Несмотря на то, что изменение потреби­тельского излишка является приближенным показателем, он оказы­вается очень полезным для практических целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: