Предельная полезность и парадокс стоимости воды и бриллиантов

Долгое время многих людей волновал вопрос: чем определяется цена това­ра? Ко второй половине 18 в. сформировалось два альтернативных ответа на данный вопрос. Первый заключался в том, что цена товара определяется количеством вложенного в него труда (трудовая теория стоимости), а вто­рой — цена товара определяется его полезностью для потребителя. Согласно второй концепции товар, который нужен всем, будет стоить дорого, а тот, который не нужен никому, не будет стоить ничего.

А. Смит сформулировал убийственный аргумент против этой концепции, получивший в истории экономической мысли название «парадокс: вода и бриллианты». Он спрашивал, почему вода, которая столь не­обходима для жизни человека, имеет такую низкую цену, в то время как на бриллианты, которые могут быть совершенно не нужны, цена столь высока? Потому, — отвечал А. Смит, — что для огранки брил­лиантов необходимо большое количество труда, а добыча воды прак­тически ничего не стоит. Теперь, зная теорию предельной полезнос­ти, можно добавить: еще один стакан воды дает гораздо меньше до­полнительной полезности человеку, чем еще один бриллиант, поэтому люди в большинстве случаев готовы платить больше за дополнитель­ный бриллиант, чем за дополнительный объем воды. Однако умира­ющий от жажды человек в пустыне с готовностью отдаст все свои бриллианты за стакан воды. В этих условиях предельная полезность воды будет намного больше, чем предельная полезность бриллиан­тов. Таким образом, совокупная полезность воды не определяет спрос на нее. Потребители будут покупать товар до тех пор, пока отноше­ние его предельной полезности к цене равно этому отношению для всех остальных благ. Теперь становится ясно, почему большое коли­чество воды стоит дешево, несмотря на ее огромную полезность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: