Обработка результатов

Исследование абстрактного, логического мышления (методика «Поиск закономерности»)

Источник: Психологический практикум «Мышление и речь»: учебно-методическое пособие / сост.: А.А. Маленов, А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 108 с. – с. 40 -43.

Цель: исследование уровня развития абстрактного, логического мышления.

Вводные замечания.

Одним из старых способов исследования развития логического мышления является «Тест числового ряда», предложенный Липпманом и прошедший массовую проверку при отборе новобранцев в американскую армию (1917). Показателем степени развития абстрактного мышления является количество правильных решений, т. е. количество найденных закономерностей.

Стимульный материал и оборудование: таблицы с числовыми рядами, секундомер, чистый лист бумаги, ручка.

Ход работы. Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.

Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.

Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рассуждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.

Инструкция испытуемому.

Инструкция №1. «Вам предлагается несколько рядов чисел. Эти ряды чисел составлены по определенному правилу. Вы должны самостоятельно продолжать ряд, проставив в пробелы указанное количество новых чисел. Время выполнения ограничено и составляет 5 минут».

Инструкция №2. «Вам опять необходимо самостоятельно продолжать ряд, приписав к нему 2 или 3 новых числа. При этом вам необходимо рассуждать вслух о возможных закономерностях. Время выполнения не ограничено».

Обработка результатов.

1. Полученные результаты заносятся в табл. 1.

2. Сравните ответы испытуемого с ключом и подсчитайте количество правильных ответов.

3. Определите уровень развития логического мышления испытуемого, взяв за основу количественные показатели, полученные по группе в целом.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: