double arrow

Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.


Оглавление

Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания. 2

Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве. 7

Тема 3. Добро и зло. 10

Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд. 15

Тема 5. Свобода. 23

Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28

Тема 7. Новозаветный нравственный закон. 31

Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей. 35

Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения. 41

Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух. 46

Ипостась, персона, личность. 49

Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство. 55

Тема 12. Добродетели. 62

Тема 13. Заповеди блаженства. 65

Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение. 65

Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь. 69

Этапы покаяния по притче о блудном сыне. 74

Третья Заповедь блаженства. 76

Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия. 76

Пятая заповедь блаженства. Милостыня. 77

Шестая заповедь блаженства. Трезвение. 80

Седьмая заповедь блаженства. Мир. 81

Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду. 84




Девятая заповедь блаженства. 86

Тема 14. Молитва. 89

Тема 15. Пост. 99

Тема 16. Богословские добродетели. 107

Вера. 107

Надежда. 117

Любовь естественная. 119

Любовь евангельская. 123

Любовь к ближнему. 124

Любовь к Богу. 127

Тема 17. Страсти. 129

Чревоугодие. 130

Гнев. 132

Блуд. 134

Сребролюбие. 136

Уныние. 138

Печаль. 139

Тщеславие. 140

Гордость. 143

Действие страстей. 146

Тема 18. Христианский брак. 148

Тема 19. Патриотизм и космополитизм.. 155

Тема 20. Нехристианские системы этики. 159

Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.

Земной шар населяют сотни и тысячи видов живых существ: рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые. И из всех тварей, населяющих землю, один только человек имеет понятие о нравственности. Возможно ли, чтобы собака, например, зимой пригласила кошку погреться в свою будку? А кошка бы предупредила молодого голубка, что надо не только с жадностью клевать крошки, а внимательно смотреть по сторонам? Нет, дорогие, это невозможно. Животные поступают так, как им свойственно поступать по природе, или же так, как они приучены, например, дрессировкой. Но даже самые сообразительные из них, как собаки, крысы, вороны, дельфины, обезьяны, не имеют понятия о нравственном и безнравственном, а потому их действиям нельзя давать этическую оценку. Только человек способен на нравственную оценку своих действий и нравственные поступки: его действия бывают хороши или дурны, добры или злы, нравственны или аморальны. Это всякий человек знает и этим руководствуется. С глубокой древности люди заинтересовались данным явлением и стали размышлять о природе нравственности. В результате об этом появилась целая наука.



Армия, флот, наука, спорт, любая наука, даже церковная жизнь имеют свои специфические понятия и терминологию. И пока новичок не узнает их значение, он часто попадает в смешные ситуации. Нравственное Богословие не является исключением, поэтому и мы начнем с терминов. Итак, термин «этика».

Впервые слово этика встречается в трудах Аристотеля, жившего в 4в. до Р.Х., посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Он образован Аристотелем от греческого слова «этос», обозначавшего привычки, нрав, характер.

Эквивалентом термина «этика» является латинское слово «мораль» (moralitas), которое было употреблено Цицероном при переводе Аристотеля на латинский язык.

В русском языке аналогом древнегреческого слова «этика» и латинского слова «мораль» служит слово «нравственность». Слова «этика», «мораль», «нравственность» – синонимы, поэтому в светских книгах Нравственное Богословие называют также Христианской этикой или Христианской моралью. Но есть словосочетания, когда чувство русского языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них, например: «нравственные принципы», «этика учителя», «мораль сей басни такова».

В современной культурно-языковой традиции под нравственностью понимаются высокие и незыблемые принципы, а под моралью изменчивые бытовые нормы поведения. В этом смысле Заповеди Божии именуются нравственностью, а наставления пенсионера расшалившимся детям – моралью.



Свои понятия о нравственности есть у каждого человека, как верующего, так и неверующего, и они в чем-то различаются. А есть ли общее понимание нравственности, с которым согласны все люди? Оно существует.

Нравственность вообще есть согласование своей воли и поведения с понятием о добре и голосом совести.

У христиан есть ещё свое особое понимание нравственности.







Сейчас читают про: