Бытовые представления о добре и зле

От бытовых представлений о добре и зле не приходится ожидать богословской правильности. Злом здесь считаются и стихийные бедствия, и автокатастрофы, и бешеная собака, зубная боль, пожар, кража, задержка зарплаты, сломанный холодильник, грязные руки – все, что приносит ущерб, причиняет страдание и то, что просто неприятно. Между тем, с точки зрения богословия, поведение животных и природные катаклизмы не могут иметь нравственной оценки. Также страдания не всегда являются злом. С христианской точки зрения, они могут быть и орудием спасения, нашим жизненным Крестом.

На бытовом уровне люди склонны принимать любые свои желания за добро, а препятствия к исполнению своих желаний за зло. Например, дикарь считает, что если он украдёт у соседа бананы — это добро, а если сосед украдет у него еду — это будет зло.

Еще люди склонны подменять понятие добра понятием пользы. Что приносит пользу здоровью, семейному бюджету, домашнему хозяйству – то хорошо и благо. При этом человек очень часто сам не вполне понимает, что лично для него действительно полезно, а что нет. Простейший пример — курение. Любой курильщик будет уверять, что курение помогает ему успокоиться, собраться с мыслями, расслабиться, упростить общение с другими и т.д. То есть он полагает, что курение — добро для него. Любые ограничения на курение он воспринимает как попытки ограничить его свободу. И только неизлечимо заболев, он начнет проклинать свое легкомыслие, табачные компании, которые наживаются на чужом здоровье, врачей, которые его вовремя не предупредили.

В бытовой жизни люди склонны придавать большое значении биологическому и материальному злу, и не обращать должного внимания на зло нравственное, которое является источником всего прочего зла.

Приложение к теме 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: