Третья Заповедь блаженства

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Сам Христос сказал: «Приидите ко Мне... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,28-29). Поэтому христианин не научившийся кротости, по сути, пока ещё не является полноценным христианином. В связи с этим уместен вопрос: «А что же такое кротость?» Все понимают, что кротость – это нечто возвышенное, благородное, что это одно из качеств настоящего христианского характера. Кто-то может добавить, что кротость – это также образ поведения христианина при различных острых ситуациях. Но немногие имеют более чёткое представление об этом душевном качестве.

В Библейском богословском словаре написано: «Кротость - противоположна гневу, ярости и раздражительности». Если смирение, как мы знаем, добродетель противоположная гордости, то кротостьэто тоже добродетель, но противоположная гневу. Из безгневия вытекают следующие качества, которыми обладает кроткий человек: он не вспыльчивый, не злопамятный, не мстительный, спокойный, терпеливый.

Сказанное можно дополнить объяснением прп. Иоанна Лествичника: «Признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему» (Леств. 8,18).

Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»

Как хороший аппетит бывает признаком телесного здоровья, так признаком душевного здравия является стремление к правде Божией. Что же такое правда Божия, которой должны желать христиане как голодный – пищи и пития?

Святители Тихон Задонский и Феофан Затворник под правдой в данном случае понимают заповеди Божии. А под неправдой, соответственно, их нарушение, то есть всякий грех.

Святитель Иоанн Златоуст считает правдой полнотудобродетелей. Не одна какая-то из них, а все они вместе составляют правду Божию.

Еще некоторые в правде Божией видят праведность, святость, которая даруется верующим в Иисуса Христа. Потому что Спаситель очищает грехи верующих, усыновляет их Богу Отцу, посылает им Духа Святаго. О правде в таком смысле говорит Апостол Павел: «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его…» (Рим. 3, 22-25).

Нетрудно заметить, что все три понятия правды Божией находятся между собой в согласии: потому что и святость, и праведность, и добродетели рождаются в человеке от исполнения Заповедей.

С понятием правды Божией мы встретимся ещё в 8-ой заповеди Блаженства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: