Заключение

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности.

Появилась этика практически одновременно: в Палестине VIII - IV вв. до н.э.; в Древней Индии VI - V вв. до н.э.; в Древнем Китае V - IV вв. до н.э.; в Древней Греции V - IV вв. до н.э.

Несмотря на различное происхождение, идеи, лежащие в основании этих этических систем, очень близки друг другу. В их основе лежит одна общая идея о том, что отношением человека к миру определяется ответное отношение мира к человеку.

Этика античности обращена к человеку, ее девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей.". Важнейшей особенностью античной этики была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Другая характеристика античного мировоззрения - стремление к гармонии. Именно в античной культуре поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этики.

Основной особенностью средневековой этики стало то, что она приобрела религиозный характер и базировалась на христианстве. Центром христианской этической концепции является идея любви к Богу, из которой рождается новая добродетель - милосердие. Поэтому вся основная проблематика христианского нравственного учения - об источнике и природе морали, о критериях нравственности, о назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, о добре и зле - восходит к Священному Писанию. Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер и др. стремились раскрыть нравственный смысл Священного Писания, обосновать нравственный, праведный образ жизни христианина.

Этика Нового времени ориентирована на выявление натуралистического основания морали, где центральной идеей является идея суверенности морального субъекта, а универсальным средством ее утверждения выступает разум.

В 17 - первой половине 19 вв. - это Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель. Для этики данного периода характерны:

1) ситуация, когда философы, изучавшие мораль, выступали одновременно и моралистами - создателями определенных этических систем;

2) сведение этики к отрасли естествознания, которая должна иметь дело не с божественными велениями и идеальным миром, а с природным бытием человека, его потребностями, стремлениями и интересами;

3) гуманизм, рационализм, эмпиризм, оптимизм. Нравственность была спущена на землю, связана с условиями реальной жизни, найдены объяснения нарастания кризисных явлений в нравственной жизни под воздействием развивающегося индивидуализма, частного производства, эгоистических устремлений, разрушающих идею божественного миропорядка

Вторая половина 19 - начало 20 вв. стали временем конца классической этики и становления новой современной неклассической философии и этики. В неклассической этике конституируется постулат о том, что этика одновременно выступает и теорией нравственного сознания и самим нравственным сознанием в теоретической форме (марксизм, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, метаэтика, фрейдизм, эксистенциализм и др.). Черты неклассической этики: иррационализм (человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние от конечности, бессмысленности и обреченности собственного существования); отход от абстрактного морализирования и спекулятивных метафизических рассуждений; оптимизм предшествующей эпохи воспринимается как "самая безжалостная и бессовестная издевка над человечеством" (А. Шопенгауэр).


Список используемой литературы

1. Гусейнов А.А. Этика. Новая философская энциклопедия / А.А. Гусейнов. - М.: Мысль, 2000. - 589 с.

2. Есикова М.М. Основы этики: учебное пособие / М.М. Есикова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 80 с.

3. Иванов Г.И. Этика. Краткий курс / Г.И. Иванов. - СПб.: Питер, 2009. - 176 с.

4. Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2004. - 336 с.

5. Разин А.В. Этика: Учебник / А.В. Разин. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.

Размещено на Allbest.ru


[1]Гусейнов А.А. Этика. Новая философская энциклопедия / А.А. Гусейнов. - М.: Мысль, 2000.

[2]Разин А.В. Этика: Учебник / А.В. Разин. - М.: Академический Проект, 2006. - С. 16.

[3]Есикова М.М. Основы этики: учебное пособие / М.М. Есикова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. - С. 10-15.

[4] Там же.

[5]Иванов Г.И. Этика. Краткий курс / Г.И. Иванов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 16.

[6] Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2004. - С. 69.

[7] Гусейнов А.А. Этика. Новая философская энциклопедия / А.А. Гусейнов. - М.: Мысль, 2000. - 589 с.

[8] Разин А.В. Этика: Учебник / А.В. Разин. - М.: Академический Проект, 2006. - С. 235.

[9] Есикова М.М. Основы этики: учебное пособие / М.М. Есикова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007-80 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: