Вторая ступень: ребенок ассоциирует ощущение страха со спешкой

Ребенок в раннем возрасте не обладает представлением о времени и живет лишь проблемой настоящего момента, но он совершенно ясно способен идентифицировать свои эмоции, и прежде всего страх, с окружающими его проявлениями нетерпеливости. Решение быть нетерпеливым подсознательно принимается им уже к семилетнему возрасту. На самом деле это, конечно, скорее ассоциативное, нежели волевое решение, но подсознание ребенка воспринимает его как принятое. Ассоциации способны возникать у ребенка еще в период утробного развития, когда эмбрион, или зародыш, воспринимает вырабатываемый организмом матери адреналин и идентифицирует возрастающую интенсивность его поступления с ощущением страха, возникающим в моменты лихорадочной активности.

Вывод и принятое решение: «Спешка способна помочь мне выжить».

Третья ступень: ребенок начинает осознавать, что время ограничено.

Ребенок учится определять время в соответствии со своим культурным уровнем и начинает осознавать, что оно может течь слишком быстро или слишком медленно. Он учится читать врем. Часы окружают его повсюду и особенно запоминаются вот эти, с большими черными стрелками, которые непременно находятся на стене его классной комнаты. Школьный звонок отмечает конец одного отрезка времени и начало другого. Когда звонок оповещает об окончании перерыва на обед, нужно спешить в класс, чтобы не опоздать к началу урока. Это готовит ребенка к соблюдению дисциплины и удерживает от многочисленных соблазнов, связанных с понятием потери времени. Опоздание на урок, конечно, влечет за собой укоризненный взгляд преподавателя, хмуро указывающего на часы с черными стрелками, и неодобрение, написанное на повернутых к опоздавшему лицах одноклассников, успевших прийти вовремя.

Черные стрелки то ползут слишком медленно, и ребенку хочется их подогнать, либо движутся неумолимо быстро — и это еще страшнее, поскольку связано с возможностью опоздать, не успеть сделать что-то в срок. Ребенку кажется, что связанное с движением черных стрелок время бежит слишком быстро. Он привыкает торопиться, чтобы догнать ускользающее время, а когда времени оказывается слишком много, ребенок начинает томиться ожиданием и ему кажется, что время тянется ужасно медленно. Вот почему ожидание доставляет нетерпеливому ребенку такое мучение.

Вывод и принятое решение: «Время — это что-то такое, чего или слишком мало, или слишком много».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: