Функциональный блок-

структурная единица алфавита преобразований входной информации в кратковременной памяти. В терминах такого алфавита могут быть качественно описаны как элементарные, так и более сложные познавательные действия. Понятие блока используется в строго функциональном смысле дня выполнения аналитической задачи дробления познавательных действий и раскрытия их микроструктуры. Методами микроструктурного анализа выявляются различные Ф. б., каждый из которых выполняет одну (или иногда несколько) функцию по преобразованию предъявляемой информации. Выделен ряд Ф. б. или уровней переработки информации, которые потенциально могут участвовать и в формировании, и в преобразовании образной концептуальной модели объекта или ситуации. К числу таких блоков относятся: сенсорная и иконическая память, сканирование, буфер узнавания, формирование программ моторных инструкций, семантическая обработка невербализованных программ моторных инструкций, вербальное перекодирование, слуховая память. На основе качественного анализа определяется последовательность Ф. б.; выделяются блоки, расположенные параллельно, устанавливается распределение прямых и обратных связей между ними, характер преобразований информации, которые осуществляются в блоках; выделяются блоки, выполняющие по отношению к входной информации консервативные и динамические функции; наконец, определяются количественные характеристики отдельных блоков – время хранения и переработки информации, производительность и точность совершаемых преобразований. В результате строится модель Ф. б., которая 1арактеризует микроструктуру познавательных действий. Состав Ф. б. и операциональная структура преобразований информации в зрительной кратковременной памяти свидетельствуют о больших синтетических и аналитических возможностях зрительной системы.


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН – прижизненно складывающаяся ГИС1ГМП функций и реализующих их мор- файОППИКМИ гуосфятов. В психологическом илинг Ф it иилмстея медиатором, внутренним оносртдоишгмсм решения конкретных шдич и * пин1 лен i пи,мости индивида. Термин (и Помет широким, но менее строгом онредпшннн) ириднояшн А. А. Ухтомским.

ФУНКЦИЯ (от лш /тннчк... вершение, исполнение) – ошоншннв оПъ ектов, в котором изменению cor ionium и свойств одного из них соответствут тме нение другого или других. Ф. может рай сматриваться с точки зрения взаимосвязи объектов, явлений в границах целостного образования (строения, функционирования). При системном подходе понятие Ф. используется для определения направленного, избирательного воздействия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явлениями, их частями и свойствами. Проблема соотношения Ф. и структуры была обозначена еще Аристотелем, в научный оборот понятие Ф. было введено Г. В. Лейбницем и стало широко применяться в исследованиях при функциональном подходе. Э. Кассирером понятие Ф. использовалось для характеристики движения познания, его направленности на установление зависимостей между объектами, их воздействия друг на друга.

Ф. выступает как мера связности между отдельными элементами структуры или между структурами, которые входят в состав иерархического целого. Четко выраженные и устойчивые Ф. проявляются, как правило, только в высокоинтегрированных образованиях. Самостоятельное значение Ф. приобретает в рамках функциональной структуры, в которой элементами являются не объекты (вещи), а процессы функционирования, действия или операционные составляющие. Ф. рассматривается также в роли отдельного вида активности, как воздействие структуры – целостного строения с фиксированной внешней формой – на окружающую среду. В этой роли понятие Ф. тесно связано с понятием результирующей структуры, форму которой приобретают, например, организованные виды деятельности.



14 Психологический словарь.



X

ХАЛЛ КЛАРК ЛЕОНАРД (1884 – 1952) – американский психолог, автор «гипотетико-дедуктивной» концепции необихевиоризма. Как и другие представители необихевиоризма, напр. Э. Толмен, X. стремился ввести в схему классического бихевиоризма SR «промежуточные переменные». Таковыми выступили для него потребность (редукция потребности), потенциал реакции, сила навыка, цель и др. При этом X. стремился к строгости и точности в построении системы психологии, с чем связано широкое использование в его психологической системе методов естественных наук, особенно математики. Работы X. оказали значительное влияние на теоретические и экспериментальные исследования бихевиористской ориентации, особенно проблем мотивации поведения.

ХАРАКТЕР (от греч. character– черта, признак, примета, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

X. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений X. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты X. Типичные X. являются продуктом общественно-исторических условий.

X. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный X. – это X. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным X подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Выделяют цельные и противоречивые X.


Цельные X. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому X. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре X. выделяют обычно две группы черт. К первой группе черт X. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности. В них можно выделить след, основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам X., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость. Ко второй группе черт X. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам X. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицательные черты –упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт X. выделяют сильные и слабые X. Слабохарактерность – отрицательное качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование X. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт X. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой X.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – одна из форм изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого человека. Она содержит конкретные данные об изучаемом субъекте (его поведении, деятельности, особенностях личности, материалы, собираемые путем систематического наблюдения, проводимого в различных жизненных ситуациях).

X. п. может быть использована в качестве вспомогательного метода в различ- 1 ных исследованиях: психологическом, социологическом, педагогическом, медицинском и др. В этих случаях X. п. состав-



ляется в соответствии с той задачей, которая стоит перед данным исследованием. Поэтому такого рода характеристики часто отражают не все психологические особенности изучаемого, а лишь те, которые являются существенными для решения поставленной в исследовании задачи.

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ (от греч. charakter – примета, черта, признак и logos – наука, учение) – раздел психологии, задачей которого является описание типов характера, а также изучение его сущности, строения и развития.

ХАРЬКОВСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – группа психологов, работавших в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде научных учреждений Харькова и развивавших идеи Л. С. Выготского в «деятельностном ключе» (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, П. И. Зинчен-ко, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, О. М. Концевая, К. Е. Хоменко и др.). Особенно большой разработке подверглась в X. п. ш. проблема «практическая деятельность и сознание». В теоретических, экспериментальных и практически ориентированных работах X. п. ш. развивались идеи о сознании как особой деятельности, включенной в практическую деятельность и «обслуживающей» ее; об идеальном отображении предмета деятельности в сознании, которое происходит поэтапно: сначала человек (ребенок) «действует понятийно» и лишь впоследствии начинает мыслить в понятиях, причем слово (речь) играет роль необходимого условия этого процесса; о психологическом различии между средством деятельности у животных и орудием деятельности у человека; о макроструктуре человеческой деятельности и соотносимой с ней структуре сознания; об особенностях различных психических процессов в зависимости от разного включения их в структуру деятельности; о возникновении психического отражения в ходе эволюции; об этапах развития психики и сознания и др. Работы X. п. ш. внесли значительный вклад в становление деятельностного подхода в психологии и в разработку теории деятельности А. Н. Леонтьева.

Вместе с тем история X. п. ш. и отношение ее исследований к идеям Л. С. Выготского представляют собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. Некоторые работы X. п. ш. либо


публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (г. о. на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к теории деятельности А. Н. Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте.

ХОЛЕРИК –см. Темперамент.

ХОЛЛ СТЕНЛИ (1846 – 1924) – американский психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор работ по детской и педагогической психологии, в которых использовал результаты созданных им опросников детей различных возрастов. Впоследствии опросники X. были подвергнуты критике за субъективность (Т. Рибо), поскольку вопросы предполагали самонаблюдение детей над своим сознанием. Придерживался теории рекапитуляции, согласно которой ребенок в своем психическом развитии повторяет стадии развития психики человеческого рода. Очевидная биологизация психического развития детей в концепции X. была подвергнута справедливой критике в трудах специалистов по детской психологии последующего периода, в т. ч. Л. С. Выготского нД. Б. Элъконина.

ХОЛОТРОПИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ (от греч. holos – целый и tropos – направление, поворот) – теория и практика психотерапии и самоисследования, разработанная Станиславом и Кристиной Гроф. К др. методам глубинной психотерапии в измененном состоянии сознания (И. с с.) относятся: ребёфинг, вайвэйшн, интерактивная психотерапия, нейролинг-вистическое программирование, недирективный гипноз М. Эриксона и т. п.). Теоретической базой X. т. служит расширенная картография внутреннего пространства, полученная в результате психоделических исследований. Феноменологическое описание переживаний в И. с. с. включает четыре уровня человеческой психики и соответствующего им опыта: 1. Сенсорный опыт–сильные переживания, происходящие в любой сенсорной зоне, но лишенные какого-либо персонального символического смысла. Активизирующие образы могут не вскрывать бессознательного и не



иметь никакого психотерапевтического значения. 2. Психодинамический (биографический) опыт связан с важнейшими негативными и позитивными событиями жизни человека, несущими сильный эмоциональный заряд. На этом уровне при погружениях в И. с. с. может актуализироваться не решенный ранее конфликт, значимое приятное воспоминание, вытесненное из сознания и не интегрированное с ним, травмирующее переживание и т. п. 3. Перинатальный (добиографический) опыт состоит в переживаниях повторного биологического рождения, умирания и смерти, безысходности и удушья, мучительного чувства вины и греховности, сильных телесных и душевных мук, возрождения и спасения. 4. Трансперсональный (сверхбиографический) опыт включает переживания 1) временного расширения сознания, переживания предков, постин-карнационный опыт, филогенетический опыт и т. д.; 2) пространственного расширения сознания (идентификация с другими личностями, с животными, растениями, планетарное сознание и т. д.); 3) пространственного сужения сознания – до уровня отдельного органа; 4) ощущения иной реальности – архитипические переживания, восприятие сложных мифологических сюжетов, интуитивное понимание сакральных символов и т. д.

Практика X. т. включает интенсивное дыхание, побуждающую музыку и сфокусированную работу с телом. Возникающие при гипервентиляции И. с. с. обладают, с точки зрения С. Грефа, мощным целительным, трансформирующим и эволюционным потенциалом. Главная цель X. т. заключается в активизации бессознательного материала, разблокировании энергии, сдерживаемой в эмоциональных и психосоматических симптомах, и в обращении стационарного энергетического баланса в поток переживаний. Пациентам, переживающим возникающие образы из различных уровней картографии бессознательного, предлагается проследовать за потоком энергии и опыта, куда бы он ни вел, глубоко веря, что процесс сам найдет свой путь на благо пациента. Пациенту надо поддерживать определенную схему дыхания и полностью раскрыться всему, что бы ни происходило, – повторному проживанию событий жизни, столкновению с феноменами трансперсонального опыта и т. д. В таких «очищающих» переживаниях проис-


ходит спонтанная и самопроизвольная интеграция проявившегося материала с сознанием, которая приводит, с точки зрения С. Грофа, к глубокой трансформации личности за короткий срок. При этом пациент заканчивает процесс в полностью разрешившемся, релаксированном состоянии глубоко духовного характера или, по крайней мере, мистических оттенков. В X. т. иногда применяется сфокусированная работа тела, основной принцип которой – экстериоризация различных форм физического дискомфорта, связанных с эмоциональным дистрессом, при получении сигналов от движений тела пациента. Пациенту предлагают акцентуировать симптом, поощряют к полной отдаче возникающим ощущениям и эмоциям, к поискам способа их выражения (звуками, движениями, позами, гримасами). При этом терапевт для углубления и интенсификации процесса использует различные приемы из биоэнергетики, элементы роль-финга, полярного массажа и др. Другой важный аспект работы тела в X. т. – использование поддерживающего физического контакта. Погружения в И. с. с. являются мощным терапевтическим фактором, самопроизвольно и спонтанно уничтожающим невротический радикал в процессе самоинтеграции субъекта и интеграции его с миром. X. т. имеет не только психотерапевтическое значение, но и направление на самопознание, духовный рост личности.

ХОРНИ КАРЕН (1885 – 1952) -немецко-американский психолог, создательница одного из вариантов неофрейдизма. На основании большого клинического опыта работы с пациентами-невротиками в Германии (до 1932 г.) и в США X. пришла к выводу о несостоятельности классического психоанализа в понимании причин невротических расстройств (как известно, последний искал их в нарушении сексуального развития). Согласно X., неврозы развиваются из противоречий во взаимоотношениях людей, порождающих у индивида чувство «коренной тревоги» (тревожности, неуверенности, страха и т. п.). Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве, поскольку ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его «коренная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви или, наобо-



рот, чрезмерные восхваления) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенность в себе, враждебно-боязливое отношение к миру и др.), которые очень сложно изменить впоследствии. При разрешении личностных конфликтов и в борьбе с негативными чувствами невротик, согласно X., следует трем основным «защитным» стратегиям поведения: 1) он стремится к другим людям; 2) бежит от людей, желая независимости; 3) идет против людей, агрессивен по отношению к ним. Работы X. оказали большое влияние на последующее развитие психологии личности, возрастной психологии и психотерапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: