Предисловие

МАХАБХАРАТА

ВЫПУСК V

КНИГА 1

МОКШАДХАРМА

(ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ)

(Кн. 12, гл. 174-335, шлоки 6457—12649)

Перевод, предисловие, примечания

и толковый словарь

академика АН ТССР

Б. Л. Смирнова


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящем выпуске переводов из «Махабхараты» вниманию читателя предлагается самый объемистый философский текст этого памятника, составляющий вторую половину XII книги поэмы. В «Махабхарате» согласно традиции различают три слоя, или редакции, условно называемые редакциями Вьясы, Вайшампаяны и Саути. Счи­тается по традиции самой «Махабхараты», что первоначально поэма со­стояла из 24 000 шлок; она называлась просто «Вhагаtа». — «Бхаратиада» и повествовала о междоусобице племён куру, многочисленного народа, обитавшего между Индом и Гангом. Постепенно первоначаль­ный остов поэмы стал обрастать произведениями, лишь очень формаль­но связанными с основной тематикой. В то время господствовало философское течение «Санкхья», рожденное в среде кшатриев. Многие века оно было если не единственным, то господствующим и настолько связанным с «Йогой», что выработалась формула: «Санкхья и Йога— одно» («Бхагавадгита», V, 5).

Думается, что изучение индийской философии надо начинать, именно с Санкхьи-Йоги как наидревнейших философских систем, ибо «Упанишады», будучи для индийской мысли неисчерпаемым источни­ком вдохновения, хотя и являются грандиозными философскими произ­ведениями, но ещё несистематизированные. Для начинающих — они просто «закрытая книга».

«Махабхарата» создавалась столетиями, философские концепции,, изложенные в ней, хотя и определяются общей направленностью, но да­леко неоднородны. По этому памятнику можно проследить пути, иска­ний человеческой мысли в раннее утро истории культуры человечества. С переводом «Мокшадхармы» советский читатель получает в основном все первоисточники ранней Санкхьи и Йоги, находящиеся в «Махабхарате».. Конечно, ими не ограничиваются литературные памятники этих систем. Среди Упанишад есть более ранние зачатки Санкхьи — в Чхандогья упанишаде, в Майтраяна упанишаде. По своим идеям Шветашватара упанишада стоит настолько близко к «Бхагавадгите», что оба памятника можно отнести к одному историческому слою, но качественно Гита гораздо выше Шветашватара упанишады. Творческое развитие системы Санкхьи можно проследить еще много веков после «Махаб-хараты»; последний, блестящий представитель течения Санкхьи, Видж-нанабхикшу жил в XVI в. н. э.

Таким образом, переведенные тексты отражают лишь один отрезок истории развития философского течения Санкхьи, но зато это—период интенсивного развития системы, по существу определяющий все ос­тальные этапы.

«Мокшадхарма» — не целостное творение, а скорее сборник фило­софских бесед и трактатов, связанных общей темой «Санкхья и Йога», но подход отдельных ее текстов,к этой теме весьма разнообразен: от выраженного теистического монизма до столь же решительного ма­териализма. Чтобы облегчить читателю работу, в оглавлении текст разбит на тематические отделы на основании изложенных в «Мокшадхарме» бесед, так как каждая «беседа» образует известное тематичес­кое целое: беседы поучающего с поучаемым (например, Васиштхи и Караладжанаки); в подзаголовках указано общее содержание дан­ной беседы (например, изложение ранней теистической Санкхьи); кро­ме того, конспективно дается содержание каждой главы в отдельности. Толковый словарь-указатель и примечания к тексту приводятся в кн. 2 «Нараяния».


ОГЛАВЛЕНИЕ

(с конспективным изложением глав)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: