Предисловие автора ко второму изданию

После выхода в свет первого издания этой книги не прошло и двух лет, однако весь тираж разошелся, и от издателей поступило предложение переиздать работу в связи с заявками, продолжающими поступать в издатель­ство. Этот факт свидетельствует о несомненном интересе читателей и, очевидно, о дальнейшем развитии И расши­рении сети служб неотложной телефонной помощи в России и Украине, что не может не радовать автора.

Во втором издании сохранилась структура книги. Пе­реработаны и дополнены главы, посвященные суици­дальному поведению, психологии телефонного диалога, острого горя, экзистенциальным аспектам консультиро­вания и телефонному общению с душевнобольными. Вниманию читателя предложены новые главы, касающи­еся практики супервизии в службах неотложной телефон­ной помощи, консультированию абонентов с компью­терной и культовой зависимостью. Пересмотрена и об­новлена рекомендуемая литература.

Автор продолжает надеяться, что его не оставят в
покое конструктивные замечания и предложения кол­
лег, которые стоит направлять по адресу: г. Одесса 65026
а/я 74 г. Украина или по электронной почте alexm@te.net.ua

Введение: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ: М.БУБЕР И М.М.БАХТИН ПРОТИВ Б.ПАСКАЛЯ И Г-Г.ГАДАМЕРА [1]

«Всякая настоящая жизнь есть встреча. Человеческая жизнь и человечество начинает существовать в этой встрече, ибо рост внутренней сущности не происходит в отношении человека к самому себе, а в отношении между одним человеком и другим, между людьми».

Мартин Бубер

«Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с

помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого».

ММихаил Бахтин

«До чего же мы нелепы с нашим желанием найти опору в себе подобных! Такие же ничтожные как мы, они нам не помогут: в смертный свой час человек одинок. Значит и жить ему надобно так, словно он один на свете». Блез Паскаль

«Вот что немыслимо в телефонном диалоге — немыслимо осторожно вслушиваться в готовность другого вступить в диалог, углубиться в него; а вот чем обделен говорящий по телефону человек: он лишен опыта, позволявшего шаг за шагом погружаться в диалог, ввязываться в него настолько, чтобы в итоге между собеседниками возникала такая общность, какую уже не разорвать! Любой телефонный звонок отмечен жестокостью вмешательства в чужую жизнь, даже если твой собеседник заверяет тебя, что рад звонку». Ганс-Георг Гадамер

Несомненно, что телефонная помощь призвана слу­жить Любви и Добру, но это также требует оправдания. По своей природе телефонное консультирование пред­ставляет собой направление в развитии знаний о челове­ческих отношениях, возникшее на границах прикладной психологии, психотерапии и социальной работы. Суще­ственный вклад в это направление вносят социология, культурология, юриспруденция и профилактическая пси­хиатрия. Но, очевидно, самым главным вкладом в него является уникальный опыт личности как Человека.

Использование в психологическом консультировании телефона не только вводит ограничения и определяет специфику этой помощи, но и открывает новые, порой неожиданно благотворные перспективы. Формой работы в телефонном консультировании является диалог — ос­новная форма человеческого общения. Многие люди достигали в нем большого искусства. Но лишь единицы — Иисус и Конфуций, Будда и Сократ — видели в диалоге нечто большее, чем форму общения, осознавали скры­тую от глаз других сущность человеческого бытия. Ученик Сократа Платон сделал философский диалог совершен­ной формой общения.

Для известных мыслителей XX века — Мартина Бубера и Михаила Бахтина — диалог был смыслом и сущно­стью бытия. Их философская антропология может служить достойным обоснованием науки о телефонном консуль­тировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: