Финансово-экономическая основа местного самоуправления

!!!Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Финансовую основу местного самоуправления можно определить как совокупность отношений в бюджетной и налоговой сфере, урегулированных нормами финансового права с целью создания механизма формирования и расходования финансовых средств для финансового обеспечения решения вопросов местного значения и переданных государственных полномочий.

Состав финансовой основы образуют публичные финансы, та их часть, которая предназначается на муниципальные нужды: это прежде всего средства местного бюджета, а также средства муниципальных унитарных и казенных предприятий, бюджетных учреждений. Критерием выделения перечисленных составных частей финансовой основы служит самостоятельный правовой режим финансовых средств. Средства местного бюджета имеют правовой режим бюджетных средств, предписанный нормами бюджетного законодательства. Финансовые средства муниципальных унитарных предприятий закреплены за ними на праве хозяйственного ведения, закрепленного в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации.

Все названные финансовые средства объединяют единый собственник — муниципальное образование и общая цель — обеспечение муниципальных нужд.

Для бюджетных средств, являющихся базой финансовой основы местного самоуправления, характерно следующее:

— бюджетные средства находятся в ведении публичного субъекта (муниципального образования), который осуществляет их учет и управление через уполномоченные органы;

— распоряжение бюджетными средствами осуществляется исключительно органами местного самоуправления и единственно допустимым способом — утверждением бюджета;

— бюджетные средства имеют исключительно целевой характер и предназначены для реализации муниципального интереса (ст. 38 БК РФ);

— бюджетные средства облекаются в специальную правовую форму форму нормативного правового акта представительного органа о бюджете (ст. 11 БК РФ);

— бюджетные средства (операции с бюджетными средствами) подлежат специальному учету, основанному на принципе «единства кассы» (ст. 216 БК РФ);

— целевой характер бюджетных средств предполагает непрерывный муниципальный финансовый контроль за любыми получателями бюджетных средств (ст. 38);

— нарушение целевого характера бюджетных средств влечет их изъятие у правонарушителя (ст. 282-283 БК РФ);

— нарушение целевого характера бюджетных средств влечет наступление публично-правовой ответственности (ст. 38 БК РФ);

— бюджетные средства защищены от неосновательного изъятия институтом «иммунитетов бюджетов» (ст. 239 БК РФ).

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. При этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Европейская хартия местного самоуправления устанавливает:

• органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

• финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им Конституцией или законом полномочиям;

• по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

• финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: