Возникновение психотехники. Развитие психотехники в СССР в 20-е - 30-е гг

Термин ввел Штерн. Основатель – Гуго Мюнстерберг. Представители: Тейлор, Пассенс, Геллерштейн, Шпильрейн, Гастев. “Задачи дает жизнь, а средства – психология”. Психотехника - ветвь в психологии, задача которой осуществление практических целей психологическими средствами, в использовании на производстве законов человеческого поведения для целесообразного воздействия и регулирования поведения человека. Возникла в работах Штерна, Мюнстсбергера. В начале XX века инженеры, соцработники и др. осознали, что подготовка людей к труду невозможна без учета психологического фактора. Тейлор: научное изучение труда с целью выявления законов выполнения трудовой Д.. На основании этих знаний определяются наиболее эффективные нормы выработки. Пассенс открыл бюро по выбору профессии. Люди не имели представления о характере профессии из которых они (подростки) хотят выбирать. Не знали себя – для какой профессиональной деятельности они пригодны. Мюнстерберг. Уменьшение аварийности на транспорте (водители трамваев). Введение понятия ПВК. Гастев. Центральный институт труда. Задача снижения нагрузок при том же или большем уровне производительности. Изучение рабочих движений ® биомеханика. Лаборатория биомеханики.

Платформа 17-и. Керженцев, Каплун, Шпильрейн, Стопани и др. Упирали на социалистическую политическую ориентацию исследований труда в России. Основной вопррос – рационализация техники и производства, против изучения рабочих движений.

Задача п.- разработка основ профотбора и профконсультации, изучение утомляемости и усталости в процессе труда, закономерностей формирования навыков в упражнении, тренировке психических ф-ции при подготовке рабочей силы.

Пережила бурное развитие: 200 психотехн. лабораторий, а с 1923 по 1932 гг. - Всесоюзное психотехн. общ-во. Характерная черта психотехники 30-х гг. - перенесение центра тяжести исследований чс проблемы профотбота на рационализацию методов проф. обучения и переподготовки кадров, организацию трудового процесса и т.п. Но в 1936 были закрыты все психотехнические лаборатории.

45. История и критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на предмет психологии. Учение о поведении.

Дж.Уотсон (1878 - 1958) критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, и предложил свою программу исследований. Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, психологической - работы Павлова, Бехтерева, объективная психология. Поведение в рамках его концепции трактовалось очень широко. Включая выделения желез в ответ на реакцию. Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними или внешними. Отсюда выделяются четыре типа реакций. Он полагал. Что число врожденных реакций невелико, и фактически поведение является результатом обучения. Поэтому научение становится главной темой бихевиористов. Удержание навыков составляет память. Уотсон здесь выдвигает гипотезу о механизмах, называемых им принципом обуславливания. Навыки образуются путем проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Э.Толмен критиковал уотсона за молекулярность подхода. По Толмену поведение - целостный акт. Направленный на цель, селективный, пластичный и т.д. Толмен различал три разновидности детерминант поведения: 1)независимые переменные стимулы и исходное физическое состояние организма; 2)способности, т.е.видовые свойства организма; 3) вмешивающиеся внутренние перемены - намерения и познавательные процессы. Он ввел понятие “когнитивной карты”. Халл выдвинул гипотетико-дедуктивную теорию теорию поведения, введя в схему Уотсона “черный ящик” - процессы, протекающие в организме. Основной детерминантой поведения он считал потребность: она определяет силу и направление реакции организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: