Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVIвв.). Открытия в области анатомии и медицины и их значение для развития психологии

Появление гуманистической концепции. Главное ее значение том, что возникает проблема соотношения человека и культуры, признание необходимости положительной роли последней.

Из учебника Ждан:

Роджер Бэкон (1214-1292) – предтеча эпохи В. – спорит со схоластами, говорит о значении опытов и наблюдения в познании. Это подходит для познания тела, а для познания души – особый род вдохновения, некое внутреннее просветление. Развивал естественно-научное направление, дает большой материал о зрит-х нервах и зрит-м восприятии

Эпоха В. Начинается в Италии в XIV веке, к началу относится деятельности величайших гуманистов – А. Данте (1265-1321), Ф. Петрарки (1304-1374), Д. Боккаччо (1313-1375).

Дальнейшее распространение гуманистических идей стало возможным, в т.ч. благодаря открытию Гуттенбергом печатного станка (1436г.)

Эразм Роттердамский (1469-1536) – автор сатиры «Похвала глупости», изложил систему правил по укреплению духа: жизнь – борьба с пороками, в которой дух должен быть вооружен (молитва и знание Свящ-го писания и мудрости древних). Оружие христианского война – «средства, направленные на овладение собственными движ-ми души» (что перекликается с идеями ЛСВ).

Леонардо да Винчи (1452-1519) – раскрывает противоречивость человека (великолепное орудие природы, земной бог, но и часто жестокий, ничтожный в помыслах и поступках).

Николо Макиавелли (1487-1527) – политика и мораль – автономны (политик не должен считаться с религией и моралью в достижении целей). Отсюда пси понятие маккивеализм – «цель оправдывает средства».

М. Монтень (1533-1592) (фр. философ) – пси анализ человека в произведении «Опыты», большое внимание уделяется самопознанию. Человек – лишь часть Вселенной («Когда я играю с кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она со мною, нежели я с ней?»).

Важнейшая особенность э. Возрождения – возрождение естественно-научного направления, возникновение натурфилософии, свободной от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). Наука, в основном, творится не в стенах университетов, а в студиях-мастерских художников, скульпторов, архитекторов и пр.

Позднее Возрождение:

Происходит смена методологии от средневековой дедуктивно-силлогистической. Смысл новой методологии (И. Кеплер (1571-1630), Г. Галилей (1564-1642) – необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется самым простым правилам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: