Гальтон пытался оценить одаренность разных рас по числу гениев (при этом социальные условия жизни не учитывались) и сделал вывод, что она неодинакова по генотипу. Некоторые его высказывания носят откровенно расистский характер. Из того факта, что в настоящее время нет людей, равных Сократу или Фидию, Гальтон сделал вывод об ухудшении человеческой природы и видел средство ее улучшения в планомерном размножении даровитых людей, которое приведет к образованию новой человеческой формы. Эти мысли он развивает в специальную область — евгенику.
|
|
Подходя к человеку с откровенных биологизаторских позиций, используя результаты, полученные с помощью применения статистического подхода, Гальтон объяснил распределение одаренности природными факторами. Он выделил наследственно обусловленные качества ума: энергия тела и духа, упорная выдержка и постоянство, врожденное влечение к науке, здоровье, независимость суждений.
Во всех опытах Гальтона интересовал совершенно необычный в то время аспект – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Именно этот интерес побуждал его изобретать экспериментальные модели и планы. С целью изучения влияния воспитания и среды Гальтон предпринял исследование однояйцевых и разнояйцевых близнецов путем сбора анкет. Этим был введен новый метод научного исследования — близнецовый метод. Был сделан общий вывод о существовании огромного внутрипарного сходства близнецов одного пола, видимо, однояйцевых близнецов. У разнояйцевых близнецов наблюдались различия внутри пары, но это не поколебало общего вывода о решающей роли наследственности.
|
|
Гальтон считал, что тесты сенсорного различия могут служить средством оценки интеллекта, поскольку исходил из сенсуалистической установки и рассматривал органы чувств единственным источником знаний, дающих базу для действий интеллекта. В 1882 г. он основал антропометрическую лабораторию в Лондоне. Здесь за небольшую плату каждый человек мог подвергнуть испытанию свою сенсорную различительную чувствительность, моторные процессы. Он видел практическое значение данных исследований для отбора людей в связи с государственными задачами в области промышленности, армии, колониальной политики.
Гальтон также пытался исследовать индивидуальные различия в области характера. Он высказывал идеи о связи психики и внешности человека, используя для этой цели методику составных портретов. Эти попытки не увенчались успехом.
Из всех многочисленных идей Гальтона особенно продуктивное продолжение получила идея тестирования психических функций. По Гальтону, тестами потому можно измерять психические процессы, так как они, являясь функцией мозга и будучи обусловлены наследственно, обладают известным постоянством на протяжении всей жизни человека. В таком понимании и стала развиваться тестология. Ее важным направлением были статистические исследования, построенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных с помощью широкого диапазона тестов. Итог: Гальтону можно приписать следующие заслуги:§ Утверждение генетической основы индивидуальных различий между людьми;§ Создание близнецового метода;§ Создание различных опросников на выявление всего чего только можно выявить среди способностей человеческих;§ Общая идея тестирования человеческих функций (дал дорогу тестологии) К остальным представителям психологии индивидуальных различий можно отнести, помимо Гальтона, следующих товарищей:§ Спирмен (1863-1945) → метод анализа корреляций – факторный анализ; разработка двухфакторной теории интеллекта, выделение фактора G, объясняющего сходство результатов одного испытуемого по всем интеллектуальным тестам.§ Бине (1857-1911) → основатель психологии индивидуальных различий во Франции; экспериментальные исследования мышления (выводы схожи с Вюрцбургскими коллегами); создание «Метрической школы интеллектуального развития» совместно с врачом Симоном для исследования умственной одаренности детей от 3 до 12 лет.§ Штерн → оформление дифференциальной психологии в самостоятельную область – главный труд «Дифференциальная психология и ее методические основы», 1900.§ Лазурский → полемика со Штерном; развитие идей об индивидуальной психологии как о характерологии => разработка метода естественного эксперимента. § Россолимо → количественный подход к исследованию структуры личности – метод психологических профилей.