Этапы научной биографии А.Н.Леонтьева. Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева

А.Н.Леонтьев родился 5 (18) февраля 1903 г. в Москве. В научной биографии АНЛ можно выделить несколько этапов:

Этап 1. – 1924 – 1930 гг. деятельность АНЛ определяется научной программой, разработанной ЛСВ. В это время АНЛ экспериментально исследует структуру и развитие процессов произвольного и опосредованного запоминания и эмпирически подтверждает концепцию ЛСВ о строении и путях формирования ВПФ. В начале 30-х гг. ЛСВ и АНЛ осознают, что их пути в психологии расходятся. Принципиальный недостаток концепции ЛСВ АНЛ видел в том, что в ней сознание «чрезмерно интеллектуализировалось», то есть его единицей выступало значение, представляющее собой продукт духовной жизни общества. АНЛ сичтает, что функционирование значений в реальной психичсекой жизни конкретного человека, их присвоение субъектом зависит от объективных условий реальной деятельности данного субъекта. Леонтьева приглашают в Харьков для развертывания ряда психологических исследований. Вокруг него складывается коллектив сотрудников и единомышленников (А,В,Запорожец, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, А.И. Розенблюм и etc.), которые впоследствии будут называться харьковской школой.

Этап II. Харьковская психологическая школа. Системообразующий фактор – всестороння разработка проблемы «практическая деятельность и сознание», которая разрабатывалась на протяжении нескольких стадий.

Стадия 1. (1932 – 1933). Ключевая идея: разведение понятий «образ» и «процесс». Происходит развитие идей ЛСВ о значении как обобщении и обобщение рассматривается не только как отражение «обобщаемой действительности», но и как «кристаллизованная деятельность» (обобщение деятельность). АНЛ и Запорожец разработали метод изучения обобщения – деятельности: метод переноса. Перенос – использование найденного субъектом приема решения в одной задаче, в других не тождественных ситуациях. Широта переноса позволяет определить достигнутый на данный момент времени уровень обобщения у ребенка. АНЛ все исследования данного периода обобщил в статье «Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии». Основной теоретический вывод из них заключался в том, что в значении «кристаллизована» организованная взрослым обобщающая деятельность ребенка, которая вначале всегда носит предметно-практический характер. Овладение обобщением означает овладение адекватной предметной деятельностью. Еще ЛСВ была намечена двойственность в понимании обобщения: обобщение как процесс и обобщение как образ. У АНЛ обобщение в процессуальном смысле – система практических операций, а в смысле обобщения- образа – это явление субъекту соответствующих свойств обобщаемой действительности. Обобщение как деятельность всегда ведет за собой обобщение как образ.

Стадия 2. – второй этап исследований в Харьковской школе (1934 -1935) связан с «необходимостью вынести внутренние процессы наружу» и проследить их во внешней деятельности. Центральной идеей этого периода было рассмотрение орудия как предмета, в котором фиксированы общественно выработанные приемы. Чтобы вытащить внутренние процессы наружу было предпринято исследование доречевых обобщений у глухонемых детей с использованием метода переноса. Было показано, что обобщение может осуществлять и без помощи речи, т.к. предметная деятельность ребенка с окружающими его объектами уже с самого начала выступает в свете общественного значения этих предметов. Опосредованность орудием предшествует слову и является предпосылкой для появления предметно соотнесенной речи.

Стадия 3. (1935- 1936гг) важным открытием на этом этапе стало то, что морфология деятельности является ключом к морфология сознания. Было показано, что образование навыков не сводимо к механическим процессам, а определяется тем, какая именно деятельность формируется в навыке. Возникло представление о структуре деятельности через понятия деятельность – действие – операция. В работе Лукова было показано, что процесс осознания ребенком слов зависит от развития его деятельности. Через осознания ребенком отнесенности слова к предмету посредством системы чужих и собственных действий, направленных на один и тот же предмет, ребенок приобретает в связи с этим большую свободу в употреблении слов.

Стадия 4. (1936 – 1941) эмпирическое подтверждение идеи о том, что все внутренние процессы построены по образцу внешней деятельности и имеют то же строение». Исследования П.И. Зинченко условий непроизвольного запоминания (непроизвольно запоминается все то, что имеет непосредственное отношение к цели деятельности). Исследования в области восприятия искусства, особенности восприятия детьми сказок. В этот же период происходит исследование АНЛ возникновения и развития психики в филогенезе.

Этап III. Военные годы. Работал под Свердловском в военном восстановительном госпитале. Работы проводились по восстановлению функций поврежденных конечностей и перестройке двигательных систем, которые подтвердили роль мотивационно-смысловой регуляции деятельности.

Этап IV. Послевоенные годы. От школы АНЛ отпочковываются «дочерние школы» - школа Запорожца, Гальперина, Божович. С 1951 г. АНЛ занимает должность завкафедрой психологии филфака МГУ. Под его руководством осуществляется ряд работ по исследованию способностей (Ю.Б, Гиппенрейтер, Овчинникова-формирование звуковысотного слуха). В 1966 г. – организация психфака МГУ, деканом которого стал АНЛ. Школа АНЛ окончательно превращается в школу- направление в науке, объединяющую множество различных школ – исследовательских коллективов в рамках факультета. Теперь в школе АНЛ разрабатываются все проблемы психологической науки с позиций психологической теории деятельности.

Еще вариант:

А.Н. Леонтьев (1903-1979) родился в Москве в семье служащего, окончил реальное училище и поступил на факультет общественных наук Московского университета, но в 1924 был отчислен (то ли он что-то не то написал в анкете, то ли стебался над преподавателем). В университете Леонтьев слушал лекции Шпета, Бухарина и др. известных философов и психологов. Своим обращением в психологию он обязан Челпанову, который его пригласил в качества сотрудника в психологический институт. После того как Челпанов ушел из института, Леонтьев работал с такими учеными как Бернштейн, Блонский, Лурия. Лурия был старшим по должности и в 1924 году в институт по его просьбе приходит Выготский. Так возникает «Большая Тройка»: Выготский, Леонтьев, Лурия (по замечанию В.П. Зинченко, Выготский – основатель, Леонтьев – лидер, Лурия – гений отечественной психологии).

Первые работы Леонтьева были в русле исследования Лурия (аффективные комплексы, сопряженная моторная методика и т.д.). Лишь после нескольких работ такого плана начинаются работы в культурно-исторической парадигме Выготского. В конце 20-х годов ситуация складывается неблагоприятно, и Леонтьеву приходится уехать в Украину в только что организованный психоневрологический институт. Там Леонтьев становится заведующим сектором психологии, и одновременно он возглавляет кафедру психологии в пединституте и отдел психологии в НИИ педагогики. Так возникает знаменитая Харьковская школа.

1934 год, Выготский собирает всех своих учеников во Всесоюзном Институте Экспериментальной Медицины, после смерти Выготского Леонтьев становится заведующим лаборатории. Но после доклада на ученом совете института о психологическом исследовании речи, Леонтьев был обвинен во всех грехах и уволен.

1936 год. Постановление «О педологических извращениях…» Выготский стал опальным автором, но все его ученики ни разу не сказали о нем ничего плохого, и все уцелели. В это время директором института психологии стал Корнилов, который и взял Леонтьева на работу.

1940 год. Диссертация Леонтьева на тему «развитие психики». К 1938-1942 году относятся Леонтьевские методологические тетради.

1941 год. Леонтьев вступил в ряды народного ополчения, но был сразу отозван и направлен в тыл (г.Кисегач и Кауропск), где проводил восстановления психических функций раненых бойцов. Руководитель – Лурия.

1948 год. «Очерк развития психики», который вызвал многочисленные нападки на Леонтьева, но они не имели для него последствий.

В 1955 году начал выходить журнал «Вопросы Психологии». В эти годы Леонтьев много публикуется, а в 1959 году выходит первое издание «Проблемы Развития Психики».

С 1954 года началось восстановление международных связей советских психологов. В 1966 году Леонтьевым организуется международный психологический конгресс в Москве. Президент конгресса Леонтьев, секретарь программного комитета – Лурия. В этом же году Леонтьев становится деканом факультета МГУ. 1975 год. Последняя обобщающая монография Леонтьева – «Деятельность. Сознание. Личность».

Общепсихологическая концепция Леонтьева.

Объектом объяснения в теории деятельности является психика, психика объясняется через деятельность.

Теория деятельности в узком и широком смысле слова. Теория деятельности в широком смысле. Важны несколько объяснительных принципов:

· Деятельности

· Социальной обусловленности

· Особенностей мозга.

Психика может объясняться через вещный мир; психические явления могут объясняться через другие психические явления.

Теория деятельности пытается объяснить происхождение, развитие и функционирование психики в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе.

Объяснительные принципы теории деятельности (по Леонтьеву):

1) Психика функционирует в деятельности, управляет деятельностью, направляет ее, регулирует ее ход.

2) Психика проявляется в деятельности.

3) Психика формируется в деятельности, развивается в деятельности.

4) Психика порождается во внешней деятельности.

5) Психика сама является особой деятельностью, которая возникает из внешней деятельности благодаря процессу интериоризации и перехода внешней деятельности во внутреннюю, и обладает всеми атрибутами деятельности.

6) Структура психики как внутренней деятельности изоморфна, подобна, аналогична структуре внешней деятельности, из которой она произошла, т.е. дериватом которой она является.

Принцип соответствия структуры психики как внутренней деятельности составу и структуре внешней деятельности является самым капитальным открытием психологии в ХХ в.

Леонтьев: деятельность – это активность, регулируемая и управляемая психикой.

Мотивация (по Леонтьеву). Мотив – предмет потребности, а не желание или хотение как в психологии.

Макроструктура деятельности:

y Деятельность (которой соответствует мотив) → активность направлена на собственно предмет потребности.

y Действие (которой соответствует цель) → активность направлена на промежуточный предмет.

y Операция (которой соответствует задача) → условия и способы осуществления деятельности.

Деятельность в узком смысле, действие и операция – разновидность деятельности в широком смысле.

Как говорилось выше, теория деятельности подряжается объяснить:

ü Возникновение психики в филогенезе

ü Развитие психики в филогенезе

ü Возникновение сознания в антропогенезе

ü Развитие психики в онтогенезе

Психика есть только у животных и появляется она только у животных. Растениям психика не требуется, у них есть раздражимость.

Животные могут реагировать на биотические и на абиотические сигналы. Психика (чувствительность) – это реагирование на абиотические стимулы.

Развитие психики животных происходит за счет изменения деятельности.

§ Уровень сенсорной психики: простая деятельность – восприятие свойств объекта. Пр.: креветка.

§ Уровень перцептивной психики: разнообразная среда – восприятие объектов. Пр.: курица.

§ Уровень интеллекта: сложная среда, сложная деятельность – восприятие отношений. Пр.: обезьяна.

Человеческое сознание. В отличие от человека, животные не знают о своем знании о мире, о своей психике. В деятельности человека появляется действие в полном смысле этого слова, у животных в деятельности были только операции.

Онтогенез тоже объясняется через деятельность: в разные периоды жизни есть разные виды ведущей деятельности, в которой происходит главный сдвиг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: