По определению А.Н.Леонтьева, деятельность представляет собой развивающуюся систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. Деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от того, как она складывается в неповторимых обстоятельствах.
При выполнении деятельности существенно меняется и развивается сам ее субъект» (Забродин Ю.М. 1993. С.37.).
Психологическая теория деятельности рассматривалась в рамках курса общей психологии. Для того, чтобы рассматривать трудовую деятельность в рамках психологии труда необходимо вспомнить теоретические положения из общей психологии. (Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977).
Макроструктура деятельности (по А. Н. Леонтьеву): Деятельность – мотив; Действие – цель; Операция – условия. (А. А. Реан, И. В. Бордовская, С. И. Розум. Психология и педагогика, Питер, 2002).
Трудовая деятельность — осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.
|
|
Компоненты трудовой деятельности: субъект труда; содержание труда; средства труда; условия труда; организация труда.
Психологическая система трудовой деятельности включает в себя: 1.мотивы; 2.цели; 3.программу; 4.информационную основу деятельности (ИОД); 5.процесс принятия решения; 6.психомоторные процессы рабочие действия; 7.профессионально важные качества (ПВК).
Для правильного разрешения практических задач чрезвычайно важно положение, выдвинутое Б. Г. Ананьевым в 1960 г. Он рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, и «функциональный» состав: различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности. При изучении этой структуры следует исходить из функционального состава той или иной деятельности. Тем самым идущее от психотехники поэлементное сопоставление профессионально значимых свойств и характеристик деятельности заменяется задачей соотнесения структур.
Методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В. Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях:
1. личностно-мотивационный анализ предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, - с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения.
|
|
2. компонентно-целевой анализ вскрывает цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. На уровне компонентного анализа деятельности необходимо рассматривать не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.
3. структурно-функциональный анализ изучает принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными подструктурами деятельности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности. В его основе pассмотpения лежит пpинцип анализа деятельности "по единицам" (Выготский), пpи котоpом та или иная pеальность pазлагается на единицы, содеpжащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy. Взаимосвязи междy единицами деятельности подвижны, в зависимости от места отpажения объекта в стpyктypе деятельности изменяются содеpжания психического отpажения, ypовень отpажения и вид pегyляции деятельности (пpоизвольная/непpоизвольная)
4. информационный анализ деятельности выявляет те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. д.
5. психофизиологический уровень анализа деятельности означает изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов.
6. индивидуально-психологический анализ предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.
Деятельность рассматривается также в единстве ее компонентов: мотивационно-ценностных, когнитивно-информационных, исполнительных (операционно-действенных).
В целом, общеметодологические процедуры системного подхода реализуются в изучении:
Принципы системного подхода. Системный подход исходит, прежде всего, из качественного анализа целостных объектов.
Общеметодологические процедуры системного подхода реализуются в изучении:
- законов строения целого; | - структурный анализ |
- законов образования целого; | }- принцип развития (процессуальный анализ) |
- законов развития целого; | |
- законов функционирования целого; | } - функциональный анализ |
- отношений явления (системы) с родовой системой, другими системами, средой. |
Процессуальная характеристика деятельности
1. Побудительно-мотивационная фаза. Возникновение потребности. Поиск предмета. Опредмечивание потребности (мотив). Возникновение эмоционального отношения к ситуации.
2. Аналитико-синтетическая фаза. Анализ средств и построение алгоритма деятельности (ориентировочный этап).
3. Исполнительная фаза. Реализация деятельности. Когнитивные действия (познавательный компонент): что нужно делать - знать, помнить, мысленно представить, придумать, заметить, сравнить, различить, оценить, принять решение. Уровень исполнительных действий, движений. Уровень социального взаимодействия: установить контакт, передать информацию, сообщение и т.д.). Контроль за результатом и самоконтроль.
Суть функционального анализа (ФА):
1. выявление набора основных функций системы. В деятельности как системе действия представляют собой функции, т.е. рассматриваются с т. з. их функции в общей структуре деятельности.
|
|
2. каждое действие представляет собой в свою очередь функциональную систему, в состав которой входит ряд подсистем.
ФА, таким образом, это анализ подсистем с точки зрения способности выполнять свои функции.
Функциональная структура деятельности (Мильман В.Э. Вопросы психологии №1, 1991 г., С. 71-80): Функциональные системы в структуре деятельности: побудительная; инструментальная; контролирующая.
Функциональные системы | Функциональные подсистемы |
Побудительная функциональная система | Потребность |
Мотив | |
Объект | |
Цель | |
Инструментальная функциональная система | Предмет |
Условия среды (лимитирующие систему) | |
Средства | |
Состав | |
Контролирующая функциональная система | Контроль |
Оценка | |
Продукт |
Условия среды - факторы, которые влияют на систему.
Средства - условия среды, которыми я манипулирую.
Состав деятельности - средства, которые непосредственно воплощены в деятельности.
Контроль - отслеживание совпадения предмета с моим представлением о продукте.
Оценка - сличение продукта с целью.
Продукт - воплощенная цель, видоизмененный предмет.
В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой деятельности - надситyативная активность, опpеделяющая самоpазвитие деятельность и возникновение ее новых фоpм, и yстановка, обyславливающая yстойчивый хаpактеp целенапpавленной деятельности в yсловиях постоянно изменяющейся действительности.
Дальнейшая разработка методов системного анализа деятельности требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динамики. В качестве одного из таких приемов В. Д. Шадриков использует регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия в ходе осуществления анализируемой технологической операции. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально-важных свойств работника. Аналогичная структурограмма может быть построена на основе корреляционной матрицы (Дмитриева М. А., 1979.).
|
|
Выявление взаимосвязей имеет большое значение для решения ряда практических задач. Свойствам, имеющим большее количество связей, при рационализации процесса профессиональной подготовки естественно уделяется и большее внимание, так как развитие этих свойств положительно сказывается на ряде других функций. Свойства, между которыми существует отрицательная корреляция, не должны объединяться в едином процессе тренировки.
Учет структуры профессионально значимых свойств при разработке системы профессионального отбора позволит повысить достоверность прогноза и сделать процедуру отбора более экономичной.
Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план — описательный—имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй план предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоответствия этих компонентов системы «человек — профсреда».
Е. А. Милерян для оценки работы операторов вводит понятие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во времени. Гибкость проявляется в способности человека своевременно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью понимается общее количество вариантов стратегий, приемов и способов осуществления действий, каждый из которых ведет к достижению поставленной цели труда. Основным показателем разносторонности работы Е. А. Милерян считает процентное отношение обнаруженных оператором решений задач к максимально возможному количеству вариантов решений.
«Общая оценка качества труда оператора может быть осуществлена путем нахождения среднеарифметических оценок, произведенных по всем параметрам. В дальнейшем не 'исключена возможность путем использования аппарата факторного анализа установить определенные веса для каждого из этих параметров с тем, чтобы эти веса ввести в формулу оценки качества в виде поправочных коэффициентов» (Пряжников Н.С.,с. 38—41,2003). Чем сложнее деятельность, тем больше показателей используется для ее оценки.
Наличие противоречий между возможностями человека и его интересами и отношениями личности—необходимое условие развития способностей. Поэтому полное отсутствие таких противоречий обусловливает статичность способностей. Преодоление этого противоречия может осуществляться различными путями. Во-первых, при высоком уровне мотивации недостаточно выраженное профессионально значимое свойство может быть развито настолько, насколько это необходимо для успешного выполнения деятельности. Второй путь становления гармонии между человеком и его профессией — компенсация недостаточно выраженного свойства или комплекса свойств другим свойством (комплексом). Одни и те же профессиональные задачи могут выполняться с помощью различных сочетаний свойств. Совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям, получила в психологии название индивидуального стиля деятельности.
Вопросы для самоконтроля.
1. Категория деятельности в психологии. Деятельность, сознание, личность. Психологическая теория деятельности.
2. Макроструктура деятельности по А. Н. Леонтьеву.Понятие «мотив». Потребностно-мотивационный слой деятельности.
3. Понятие «ведущая деятельность»: критерии, виды ведущей деятельности.
4. Определение трудовой деятельности. Психологическая система трудовой деятельности.Системный анализ профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова.
5. Суть процессуального анализа деятельности.
6. Структурный, процессуальный и функциональный анализ деятельности.
7. Понятие «макроструктура деятельности». Деятельность и действие; мотив и цель; операция и условия.
8. Функциональный анализ деятельности. Выделение функциональных подсистем: потребность, мотив, цель, задача, объект, предмет, средства, условия, контроль, оценка, продукт (по Э. Мильману).